№58. Как лечить синдром самозванца (Часть 2)

Можно предложить еще несколько способов, которые позволят минимизировать влияние симптома и повысить эффективность деятельности, особенно в профессиональной сфере.
• Сконцентрироваться на процессе, а не на результате. Когда предстоит выполнение сложной и трудоемкой задачи, проекта или поставлена масштабная цель, рекомендуется разбивать ее на мелкие этапы и концентрироваться на выполнении каждого этапа наилучшим образом, корректируя свои действия после завершения каждого этапа. Искусство маленьких шагов позволит дробить большие задачи или цели на небольшие составляющие, не вызывающие затруднений, тем самым снизить влияние сомнений и страхов.
• Позволить себе отказаться от цели, проекта или задачи в любой момент. Такое внутреннее разрешение даст возможность не привязываться к желаемому результату и снизит стресс – вы в любой момент можете без угрозы для собственной самооценки все закончить.
• Отказаться от перфекционизма и не стремиться сделать все на пять с плюсом. Идеальность не требуется практически ни в одной сфере жизни и деятельности, но при этом стремление к ней может привести к самосаботажу и даже отказу от выполнения задачи или достижения цели. Разрешение, данное самому себе, делать все на «довольно хорошо, но не всегда идеально» также позволит избежать страхов и сомнений.
• Постоянное развитие и обучение в той сфере, которая вызывает синдром самозванца. В процессе обучения будут расширяться и увеличиваться компетенции, появится профессионализм и экспертность. Не даром говорят, что обучение – лучшая инвестиция в свое будущее.


• Задайте себе вопрос: «Много ли вокруг по-настоящему гениальных/идеальных /абсолютно уверенных в себе и т.п. людей?» Задумавшись, вы поймете, что таких людей единицы, а вот целей достигают очень многое. Поэтому вы, как и подавляющее большинство, имеет право на страхи, сомнения и неидеальность.
• Очень четко разделяйте, критикуют вас или ваши действия, проекты и т.п. Это позволит вам спокойнее относиться к критике и увидеть в ней не угрозы, а зоны роста. Очень часто критикующие нас люди просто хотят высказать свое мнение по какому-либо, поэтому не нужно принимать их слова близко к сердцу. Как говорил Аль Капоне: «Ничего личного, это просто бизнес».
• Прекратить соревноваться с кем-либо и сравнивать себя только с самим собой несколько месяцев или лет назад.
• Не бояться признавать и говорить «я не знаю», «не готов ответить прямо сейчас», «мне нужно время, чтобы подготовить материал» и т.п. Нет людей, которые знают все и обо всем, но не все умеют признать свою некомпетентность в каких-либо узких вопросах. Разобравшись в ситуации, вы сможете не только расширить свои компетенции, но и показать себя как человека, не боящегося признавать свое незнание, но готова быстро закрыт пробелы в своих знаниях и умениях.