Поведение потребителей на книжном рынке: основные выводы по итогам исследования для Эксмо

Друзья, большое спасибо за участие в опросе! Напомню, что мы проводили исследование в два этапа и на основе Customer Development: параллельно шли онлайн-опрос и глубинные интервью. Это позволило нам проверить свои гипотезы с разных сторон и смоделировать поведение современных потребителей на книжном рынке.

Делюсь некоторыми тезисами, которые мне кажутся наиболее интересными:

  1. Книги были, есть и будут в жизни жителей нашей страны (более половины участников исследования читают ежедневно или несколько раз в неделю). Гипотеза о том, что читать не модно, была опровергнута: никакие другие форматы получения информации не смогут полноценно заменить книги. А вот о ситуационном использовании разных источников, которые составляют конкуренцию книгам, помнить нужно обязательно.
  2. Книги сегодня конкурируют не только друг с другом и с другими источниками информации, они конкурируют с огромным количеством активностей и возможностей, которые есть у современных людей. Иными словами, конкуренция идет за время и внимание людей.
  3. Именно нехватка времени – основная причина, по которой люди меньше стали читать. На втором месте усталость. Все это следствие безумного темпа жизни современных людей, особенно в мегаполисах. Но как верно заметили многие участники исследования, чтение – это вопрос мотивации, потому что при желании хотя бы немного времени можно найти всегда.
  4. Привычка читать не передается по наследству. Вернее, передается, но не всем, и не менее важно влияние среды. Например, учителей, преподавателей, коллег, друзей и др.
  5. Бумажные книги остаются наиболее популярным форматом, электронные и аудиокниги читаются/слушаются многими так же ситуационно.
  6. Потребители довольно уверенно чувствуют себя на книжном рынке, преимущественно самостоятельно делая выбор книг для покупки. При этом они прислушиваются к мнению друзей, знакомых и коллег, активно изучают отзывы и обзоры и учитывают мнение о книгах авторитетных для них блогеров и экспертов. Цена не является решающим фактором при принятии решения о покупке.
  7. В целом же потребители довольны представленным на рынке предложением книг, считая его достаточным и даже избыточным (много «мусорной» литературы, «шелухи» и «хлама»).
  8. Потребителям в первую очередь интересны трендовые, а не модные и хайповые книги. Также высказывались мнения о том, что важно быть в одном информационном поле с другими, поэтому книги могут читать и для того, чтобы соответствовать своей «тусовке» и не отставать от других.
  9. Под влиянием происходящих событий (с февраля 2022 года) часть потребителей стала меньше, а другая часть наоборот больше читать, однако, основные жанры сохранили свою популярность – художественная, деловая, профессиональная, учебная, литература по психологии и саморазвитию и научно-популярная литература.
  10. Основные причины, по которым респонденты стали меньше читать под влиянием происходящих внешних событий – большое количество других дел и задач, не оставляющих время на чтение, и сложность концентрации и постоянное отвлечение на другие мысли. Те респонденты, которые стали читать больше, прежде всего, ищут в книгах точку опоры, хотят отвлечься от происходящего и ищут в книгах ответы на «вечные» вопросы.
  11. Есть лидеры мнений и блогеры, к мнению которых участники исследования прислушиваются (например, Татьяна Черниговская, Игорь Манн, Галина Юзефовия, Энтони Юлай и др.).

Среди лидеров мнений оказалась и я, набрав набольшее количество голосов. Друзья, спасибо за ваше доверие! Буду теперь писать больше про книги – читаю я много, отзывы оставляю редко.