Тезисы из книги С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883)

Как обещала, пишу подробнее про три книги, которые помогли мне иначе взглянуть на современную деловую литературу и найти ответы на многие вопросы.

Книга №1. Витте С.Ю., «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», 1883 год

Если бы на первом курсе института, сидя на лекциях по «Истории экономических учений», я бы знала, как много ответов на свои вопросы однажды найду у Витте, я бы иначе относилась к его трудам. Тогда же он буквально прошел мимо меня, оставшись в памяти как выдающийся экономист и министр финансов царской России.

Спустя почти 140 лет после опубликования ключевые идеи «Принципов» не просто актуальны – они соответствуют практически всем современным теориям маркетинга. Ценностный подход, трактовка конкуренции, обоснование ценообразования – ниже несколько тезисов и принципов из книги. Несмотря на то, что в ней описана ж/д специфика, практически все применим к любому бизнесу.

  1. Расчет стоимости перевозки на основе себестоимости и понимания цены и сроков альтернативных перевозок.
  2. Борьбы между производителями не существует. Непосредственная борьба производится между потребителем и производителем, и она основывается на способности, которой обладает потребитель искать у другого производителя то, что один из производителей предлагает на условиях, ему (потребителю) не подходящих.
  3. Нет непосредственной борьбы между производителями, заставляющей их устанавливать низкие цены.
  4. Антогонизм желаний производителя и потребителей к одинаковой цели – равновесию между спросом и предложением. При наличии конкуренции увеличивается взыскательность спроса.
  5. Закон спроса и предложения – следствие принципов свободы (свободного действия спроса и предложения) и собственности.
  6. Потребность в ж/д услугах является относительной. Ее удовлетворение подчиняется стоимости. Назначение железных дорог – устранение преград расстояний и доставление этим способом однородным по назначению предметам возможности соперничать на многих рынках потребления.
  7. Железные дороги должны искать грузы, заставлять их двигаться. Грузы, находящиеся в скрытом и бесполезном состоянии, должны стать доступными для потребления.
  8. Нужно стремиться, чтобы каждый производитель имел как можно более обширный рынок распространения своих продуктов, ибо через такое расширение предложения будут существенно выигрывать интересы потребителей (этих товаров).
  9. Общественный интерес не в том, чтобы железная дорога возила даром, а в том, чтобы цены перевозок не превышали размеров, которые ставят этот элемент рыночной ценности товаров в рациональное отношение к совокупности всех прочих элементов рыночной ценности.
  10. Цены ж/д провоза регулируются естественными жизненными законами, т.е. по тому самому и доступны простому здравому смыслу.
  11. На выбор торговлей того или иного пути имеют влияние, кроме провозных цен, привычки или обычаи, удобство, скорость, сохранность доставки и др. Поэтому иногда можно конкурировать с более высокими провозными ценами сравнительно с ценами конкурентов и обратно. В некоторых случаях выгоднее совсем отдать груз конкуренту, чем вступать с ним в конкуренцию.
  12. Конкуренция может вестись не только тарифами, но и расходами. На одной дороге тариф выше, нежели на другой, и груз все-таки может пойти по первой дороге: если он больше заботится о сохранности груза и в большем размере отвечает за убытки; если он скорее перевозит; если тот рынок, к которому он ведет, имеет особое коммерческое преимущество; если они имеет лучшую коммерческую репутацию и пр.
  13. Определение провозных цен – дело здравого смысла и коммерческого чутья.
  14. Главной точкой опоры для определения провозных цен служат исследования способности товаров распространять свое потребление. Иначе – исследование увеличения для данного товара интенсивности спроса в зависимости от размера провозной платы.
  15. Убыток от понижения против стоимости производства (ж/д услуг) окупается или несомненно окупится в ближайшем будущем доходом от другой статьи перевозки.
  16. Продавец и покупатель – взаимность удовлетворения желаний. Благосостояние каждого обусловливается благосостоянием всех других.
  17. Нужно побольше исследовать, почаще расспрашивать и вмешиваться возможно меньше (принципы правительственного вмешательства в ж/д тарифы Франции).
  18. Принцип разумного стремления к достижению возможно большего чистого дохода.
  19. Двигателем производства всегда были и будут ответственность и личный интерес.
  20. При конкуренции каждая сторона имеет возможность наносить значительный вред конкуренту, часто не извлекая из этого для себя никакой пользы. Никакой конкуренцией однажды построенную дорогу не уничтожишь, а поэтому в результате так или иначе, нужно прийти к соглашению.

К каждому тезису у меня есть мои комментарии, но я предлагаю вам самим подумать, что именно из написанного выше для вас будет наиболее ценным.

Кстати, еры и яти читать не мешают, но глаза постоянно упираются в орфографические ошибки с точки зрения современного русского языка. «КонкурРенция», «всякАго, «эксплОатация», «не смотря на», «будто-бы» и еще много других вариантов написания, которые сегодня выдают неграмотного человека. Поэтому «Принципы» – это еще и интересный экскурс в наше грамматическое прошлое.