Текущее состояние маркетинга в России: результаты опроса бизнеса
Количество респондентов: 140
Респонденты: владельцы бизнеса, руководители высшего и среднего звена (клиентская база Лаборатории трендов, члены нашего бизнес-клуба и дружественных бизнес-сообществ, члены ТПП)
Сферы бизнеса: b2b, b2c, ритейл, сфера услуг (опрос не имел отраслевой специализации)
Размер бизнеса: от малого бизнеса до ТНК (до их ухода)
География работы бизнеса: от локального до федерального охвата и работы на экспорт
Период проведения опроса: октябрь-декабрь 2021 года
Методика проведения опроса: формирование анкеты на основе предварительных глубинных интервью и исследований, корректировка анкеты путем обсуждения в рамках бизнес-клуба
Результаты можно ниже. Это слайды из внутренней рабочей презентации, выбрала наиболее интересные вопросы анкеты.
Можно говорить о том, что результаты опроса – это то, с чем российский бизнес вошел в происходящие изменения.
![](https://sun9-24.userapi.com/s/v1/if2/rYZpRn0Z9SXXITS_COOmJ3PYQqVS8aLgt2Gyut17HhcTI87KNMqRrnKN2Mp9u5OsyW2-NQVzi_5w5BF-A0-yZWyo.jpg?size=1080x803&quality=95&type=album)
![](https://sun9-5.userapi.com/s/v1/if2/f-nv8gAe68eeWdgEsih9I61M1_TSMiMuhYzLyVWqT5mmZMP-j4g7Ceu64QKAqB5nse-K3rl3lF47ieGLeA-WZO1H.jpg?size=1077x808&quality=95&type=album)
![](https://sun9-43.userapi.com/s/v1/if2/4Zm-H79wzdJeCTloHCAAmeVM3ZKdMIOEnzf1oPoDITCOL0QysJOaoTxAMEh2fKO27eqykBPvUjkalYXQVQqS7P2K.jpg?size=1080x810&quality=95&type=album)
![](https://sun9-65.userapi.com/s/v1/if2/Mfvge7Czq4EX1qU-9OCgsaI1BFVsa96CTB9Ta8KK4gMuC-HbltreuahQmovHzXHl46bVt_0RvGtKzDy5uhpWRZ4V.jpg?size=1080x798&quality=95&type=album)
![](https://sun9-37.userapi.com/s/v1/if2/XH5f1Eao4FQvt2Qq8HKvDhRwxD4vQYruJLT0q3K3-UNt0oJQQ8BGUf7En3C9zzPWGdku4UurflsQwmdInmXTh-_S.jpg?size=1080x810&quality=95&type=album)
![](https://sun9-55.userapi.com/s/v1/if2/ybCA5lACGI128CUVMfcGzNIG3awSUIdpqLvCdBaa8N0GjvtIqKDSFSC5zda5pcTCwgYUGQ3jl6flVWdwpeWF8V5n.jpg?size=1080x806&quality=95&type=album)
![](https://sun9-72.userapi.com/s/v1/if2/X6m9Q7ceH8jBvOqs0WQA-Bvv8TAf6cDEQoxf26NGtZDj4iPuJq9amHuTgGz0rpS7qf4F-YkSr2ixLfVn-orbINNZ.jpg?size=1080x806&quality=95&type=album)
![](https://sun9-59.userapi.com/s/v1/if2/pFz6yNmqf4Q-wYdGndLt1LjZyhpnMUDSnTaR1Ks9Oee209RKbu8LE_rXF8R74aGNZhMLBSYaugLeXmpEcM2in31r.jpg?size=1080x813&quality=95&type=album)
Подробную расшифровку результатов исследования можно найти в статьях в моей колонке на РБК, здесь же основные моменты, на которые хочу обратить внимание.
1. Нехватка персонала – ключевая проблема бизнеса, ее указывают более 50% респондентов. Это касается как сферы маркетинга (это уже не раз обсуждали в комментариях к моим постам), так и всех других сфер.
2. Находясь под влиянием кризиса, снижения покупательской способности населения и платежеспособности бизнеса, неопределенности из-за пандемии компании сейчас погрузились еще в большую неопределенность.
3. Потребительские тренды (изменения в поведении потребителей) являются устойчивыми, очевидно, что будут сохраняться и дальше – время становится дороже денег, рациональность выходит на первый план, меняется процесс принятия решения о покупке и др.
4. Поведение b2b-потребителей также меняется, при этом во многом можно увидеть корреляцию с потребительскими трендами.
5. Собственники и топы – основные генераторы идей для новинок и проектов. За ними с существенным отрывом следуют исследования потребителей и трендвотчинг.
6. Собственник – тот, кто определяет стратегию развития бизнеса. С огромным разрывом за ними следуют топы и проектные команды.
7. Проблем в маркетинге у бизнеса много, три ключевые – низкая скорость запуска новинок, воронка продаж далека от желаемой и отсутствие стратегических ориентиров.
8. Для решения указанных проблем бизнесу нужно переходить на системное управление маркетингом со стратегией, исследованиями, разработкой позиционирования и т.п.
9. Топ-5 требований к СМО практически такой же, как и к CFO. Эти топы в последние годы становятся все ближе друг к другу с точки зрения решения задач бизнеса верхнего уровня – стратегическое мышление, IT-компетенции, нацеленность на финрезультат, работа с большими данными и трендвотчинг. СМО и CFO из функциональных все чаще становятся кросс-функциональными специалистами.