Что изменилось в маркетинге за последний год?

Если ответить одним словом – ВСЕ.

Если ответить длиннее – пришло время одновременно Agile и системного маркетинга. По своей сути почти противоположные вещи, поэтому, если навесить Agile на отсутствие системы, компанию можно утопить. А если система есть хотя бы в зачаточном состоянии, шансы выплыть существенно возрастают.

Если еще подробнее:

• Уход зарубежных игроков привел к глобальным структурным изменениям, которые мы пока еще не осознали в полной мере. С одной стороны – окна возможностей. С другой – мы лишились отраслевых эталонов (стандартов), что неизбежно и рынки, и маркетинг откатит лет на десять назад.

• Изменения в поведении потребителей, вплоть до истерик из-за ухода любимых брендов. Эти истерики – как раз и есть навязанные внешней средой изменения, в прямом и переносном смысле выбивающие потребителей из привычного стиля и образа жизни. Добавим к этому нестабильность и падение доходов – это все неизбежно приведет к падению большинства рынков при сохранении стабильности на рынках, удовлетворяющих первичные потребности.

• Теперь мы точно поймем, почему во многих вузах есть не просто кафедры маркетинга, а маркетинга и логистики. Цепочки поставок – один из ключевых терминов этого года. Они рвутся, выстраиваются, перестраиваются. И все это при поддержке маркетинга, который выводит на рынок модифицированные продукты, экстренно рисует дизайны с минимумов цветов и пытается как-то объяснить потребителям, почему качество упало, а цена выросла.

• Адский (иначе не сказать) микс одновременно из операционки, где все горит, и меняющихся по несколько раз в день долгосрочных перспектив бизнеса и рынков в целом под влиянием новостей. Сейчас стало немного спокойнее и даже началось бюджетирование на 2023 год, но в режиме «плюс-минус километр». Памятники финдирам, которые это все вытянут!

• Рынок труда в сфере маркетинга трясет. Маркетологи всегда понимали, что первыми попадают под «резать косты», а сейчас если и не режут, то хотят все новых и новых компетенций, а их у большинства нет. Поэтому трясет в первую очередь не рынок, а маркетологов, многие из которых сейчас живут в профессиональном плане одним днем. При этом с другой стороны, мульти-профессионалов ловят буквально налету, понимая, что они могут стать точкой опоры для бизнеса. Похоже, дошутились мы, когда говорили, что однажды шторм откатит назад и будет понятно, кто настоящие маркетологи, а кто «просто так»…