Бизнес-образование: что дальше?

Делюсь тезисами бизнес-завтрака в Ленинградской областной ТПП, посвященного бизнес-образованию. Его организовывали председатель подкомитета по бизнес-образованию Айгуль Кадырбаева и вице-президент Елена Дюкарева. Как всегда полезно и хочется продолжения))

Благодарю Ирину Зарину, генерального директора «Бизнес Психологи» (ex.SHL Russia), за интереснейший срез по текущим запросам бизнеса на обучение.

Дилеммы, стоящие перед бизнесом:

  1. Выживаем в ограничениях или находим применение ресурсам?
  2. Неопределенность – это про нас?
  3. Растем вширь или ищем свою «изюминку» для рынка?
  4. Аппетит к риску: есть или нет?
    Обучение сегодня должно быть направлено не на просто на знания и навыки, а на создание новой или поддержание существующей системы управления бизнесом.

И это же основной запрос от бизнеса, приходящего к нам в «Лабораторию трендов» на консалтинг, в последние 1,5 года. Еще одно подтверждение того, что все сложнее и сложнее разделить обучение и консалтинг. Потому что системы управления у всех разные. А разные они, потому что нет двух одинаковых компаний ни с точки зрения влияния на них внешней среды, ни с точки зрения внутренней кухни. Конечно, общее тоже есть, но Ctrl-C Ctrl-V не работают.

Что получается в итоге? Во время обучения руководители хотят получить ответы на множество своих частных вопросов, а это требует обучения в консультационном формате и максимальной подстройки под запросы бизнеса. Сложно, но возможно.

При этом:
• Обучением меняет людей, но не меняет компании
• Консалтинг меняет компании, но не меняет людей
Поэтому эффективно только «два в одном»

Что еще больше всего меня зацепило и заставило задуматься:

• Компания → Место на рынке → Стратегические и операционные цели → Корпоративная культура → Обучение → Конкретный микс hard и soft skills для руководителей

• Руководитель + удачный для него контекст (условия ведения бизнеса и внутренняя кухня) + обучение = Успех руководителя и успех бизнеса

• Обучение – это еще и смена установок в головах руководителей. Это то, что я называю «эффективность бизнеса = эффективность собственника», т.е. пока не разберешься со своими внутренними установками, пробить стеклянный потолок в бизнесе нереально. Часто это или установки из обычной жизни («Всех денег не заработать») или бизнес-страшилки («Все равно конкуренты задавят»)

• Руководитель прошел обучение → Обучение команды (тех, кто будут внедрять изменения) → Эффективные изменения

• Запрос бизнеса → Запрос на обучение (нужно уметь переводить)

• Должно быть обучение не только hard и soft skills, но и в целом расширение кругозора (искусство, культура, книги и др.). Именно поэтому в нашем бизнес-клубе и в IQ HUB мы все больше внимания уделяем культурной программе. В феврале планируем новую эксклюзивную экскурсию в Эрмитаж, а до этого спектакль, который будут играть именно для нас

• Бизнесу нужно формировать свои модели корпоративных компетенций, чтобы понимать, что нужно для сохранения устойчивости и развития

• Рост спроса со стороны МСП на обучение – им сложно конкурировать с крупным бизнесом за топов и в целом, поэтому пришла их очередь учиться

• В процессе обучения важно совмещать личные цели руководителей и цели компании. К сожалению, коучинг сильно опошлен, мы все это знаем. Но без него совсем никак, потому что целеполагание – это основа для обучения: «Зачем я учусь? Что я хочу получить?» Этим и занимаюсь в процессе наставничества, и на это же делала упор, набирая группу на «Стратегический маркетинг» в ВШЭ (кто забыл, я бизнес-коуч ECF)

В марте продолжим на большой конференции))