Иллюзия конкуренции

Пост на основе текущей ситуации на рынке бизнес-образования, но примерно то же самое на многих других рынках

За последнюю неделю пересмотрела сотни программ профпереподготовки и повышения квалификации программы по стратегическому маркетингу, операционному маркетингу, продакт-менеджменту и управлению деловой репутацией

Что увидела? Программ много. Действительно толковых – почти нет

Когда приняла от предыдущего руководителя «Стратегический маркетинг», казалось, ну куда мне тягаться с Москвой? Там программы круче, к нам не поедут. Запустив весной уже пятый свой поток, могу с уверенностью сказать – стоило попробовать потягаться, едут и из регионов, и из Москвы. С радостью вырываются в Питер от семей и деловой рутины на несколько дней))

При подготовке новой программы «Управление деловой репутацией и рисками» ситуация повторилась. Много «вывесок», а зайти почти некуда. Содержание или только про «цифру», или устаревающее на глазах, или слишком академическое, или почти без практики, или дающее только узкий угол обзора, а не 360 градусов, которые так нужны бизнесу

На уровне ощущений, рынок перегрет. На уровне глубокого анализа – практически пустой. Потому что для тех, кто ищет не лекции в записи, а практику, не формальные дипломы, а реальную пользу – выбора почти нет. По каждой теме есть достойные программы, но их можно пересчитать по пальцам

✔️ Анализируя рыночное предложение, важно понимать ключевой момент:
выбор делает не рынок в целом, выбор делает конкретная целевая аудитория

Нужно понимать, что важно слушателям программ (в моем случае владельцам бизнесов, топам и руководителям среднего звена), тогда становится понятно, против кого (каких конкурентов) на самом деле нужно играть

В нашем случае – это те, кому важна методология + практика. Они хотят разбирать кейсы, общаться с преподавателями, получить доступ к сильной среде также же профессионалов (слушателей), находить конкретные ответы на свои конкретные вопросы, вкусного кофе и понять, что они уже классные практики, но их нужно только немного «подкрутить». Это точно не про онлайн за 5 тысяч и не про поток в 300 человек. Это точечное попадание, которое не бывает дешевым

Под это попадание рынок резко сужается. Потому что все, что не дает доступа к практике, преподавателям и взаимодействию в группе, отваливается. Все, что записано раз и навсегда – не подойдет. Все, что делается на коленке – тем более

Но, кстати, они могут и за 5 000 купить онлайн-курс. Но это в 99% будет, чтобы прощупать для себя тему и понять систему координат на будущее обучение. Поэтому в идеале такие курсы предлагать как тест-драйвы больших дорогих программ. Чем и займемся))

В итоге, конкурентов много, а по факту чаще всего игра идет против трех-четырех. Но чтобы их идентифицировать, нужно научиться смотреть на продукт глазами потребителей, примерив их «очки» (критерии выбора)

Тогда множество конкурентов (даже тысячи) превратятся в конкурентную карту, в которой есть группы конкурентов, существенно отличающиеся друг от друга. На одну группу потенциальны потребители даже не посмотрят, на второй остановят свой выбор, а к представителям третьей будут стремиться в будущем (пока не тянут по каким-то причинам)

  • В какой вы группе?
  • Кто еще играет в вашей группе?
  • Где точка входа в эту группу?
  • В какую группу ваша компания будет двигаться дальше?

Конкурентные карты работают на всех рынках, кроме тех, где игроков очень мало (я бы сказала, меньше 10)

И отвечаю на все чаще прилетающий вопрос, буду ли я преподавать в Москве. Не буду, мое королевство – Питер))