Что такое тестирование бизнес-идей? (часть 1)
Пост в продолжение темы А/В-тестирований, готовили материал для Совкомблога (целиком материал здесь)
⚠️ Ошибки при выведении на рынок новых продуктов могут быть разные:
- Можно запустить продукт или проект, который просто не встанет на рынок
- Можно запустить его раньше, чем к нему будет готова целевая аудитория – потому что если какой-то продукт пошёл за рубежом на волне тренда, это не значит, что он зайдёт сейчас в России (например, растительное мясо сейчас или сервисы онлайн-доставки 5-6 лет назад, которые начали развиваться за рубежом гораздо раньше). К нам тренды заходят с задержкой в 5–7 лет, особенно если брать регионы, а не Питер и Москву
- Можно ошибиться в цене – потому что, например, целевая аудитория выбирает не по низкой цене, а по качеству и функциональности. Если поставить низкую цену в стремлении привлечь потребителей, она может не вызвать доверия. Это классическая ошибка – занизить цену, когда наоборот, её нужно поставить высокой, чтобы совпасть с ожиданиями (восприятием) целевой аудитории
✔️ Поэтому тестирование – это не трата времени, а возможность сэкономить все остальное
Что чаще всего тестируется:
- дизайны, рекламные кампании
- совпадение продукта с целевой аудиторией
- каналы продаж (например, какие карточки лучше всего зайдут на маркетплейсе или интересно ли потребителям иметь возможность купить товар не только в интернет-магазине, но и в шоуруме)
- каналы коммуникации (заводить ли Telegram-канал B2B-компании и каким он должен быть)
упаковка - прототипы сайтов рассылки
- названия (нейминг)
- цены (или ценовые сегменты)
Все это проверяется через А/B-тестирование: запускаем два варианта (А и В) и смотрим, какой даёт лучший результат
Например, проверяем, какой дизайн нравится целевой аудитории больше и лучше отражает ее ожидания (А и В в данном случае два разных варианта). Или проводим тест варианта А, затем его дорабатываем на основе обратной связи, запускаем на тестирование доработанный вариант В, сравниваем, какие изменения в целевых показателях произошли
📊 Крайне важно всегда устанавливать целевые показатели (метрики), которые отслеживаются при тестировании:
- % потребителей, выбравших продукт
- количество просмотров
- время пребывания на сайте
- конверсия предложения на лендинге в заказы
- рост продаж при снижении цены
- запоминаемость бренда/дизайна
- объемы продаж и др.
И еще более важно: все это измеряется в привязке к целевой аудитории. Именно поэтому важно иметь доступ к существующим и потенциальным потребителям, которые дадут обратную связь. Всегда есть соблазн спросить «всех», особенно у молодых маркетологов, но это серьезная ошибка, за которой могут стоять большие деньги.
Чтобы тестирование сработало, оно должно быть:
- на достаточной выборке (а не на 3-4 знакомых или друзьях друзей) – 100-200 целевых потребителей при глубоком тестировании (открытые вопросы, не только «нравится/не нравится») дадут понятную картину
- в течение разумного периода (не за один день в спешке)
- не с множеством вариантов для тестирования одновременно, иначе потребители запутаются и будут получены искаженные ответы
Продолжение скоро