Что такое тестирование бизнес-идей? (часть 1)

Пост в продолжение темы А/В-тестирований, готовили материал для Совкомблога (целиком материал здесь)

⚠️ Ошибки при выведении на рынок новых продуктов могут быть разные:

  • Можно запустить продукт или проект, который просто не встанет на рынок
  • Можно запустить его раньше, чем к нему будет готова целевая аудитория – потому что если какой-то продукт пошёл за рубежом на волне тренда, это не значит, что он зайдёт сейчас в России (например, растительное мясо сейчас или сервисы онлайн-доставки 5-6 лет назад, которые начали развиваться за рубежом гораздо раньше). К нам тренды заходят с задержкой в 5–7 лет, особенно если брать регионы, а не Питер и Москву
  • Можно ошибиться в цене – потому что, например, целевая аудитория выбирает не по низкой цене, а по качеству и функциональности. Если поставить низкую цену в стремлении привлечь потребителей, она может не вызвать доверия. Это классическая ошибка – занизить цену, когда наоборот, её нужно поставить высокой, чтобы совпасть с ожиданиями (восприятием) целевой аудитории

✔️ Поэтому тестирование – это не трата времени, а возможность сэкономить все остальное

Что чаще всего тестируется:

  • дизайны, рекламные кампании
  • совпадение продукта с целевой аудиторией
  • каналы продаж (например, какие карточки лучше всего зайдут на маркетплейсе или интересно ли потребителям иметь возможность купить товар не только в интернет-магазине, но и в шоуруме)
  • каналы коммуникации (заводить ли Telegram-канал B2B-компании и каким он должен быть)
    упаковка
  • прототипы сайтов рассылки
  • названия (нейминг)
  • цены (или ценовые сегменты)

Все это проверяется через А/B-тестирование: запускаем два варианта (А и В) и смотрим, какой даёт лучший результат

Например, проверяем, какой дизайн нравится целевой аудитории больше и лучше отражает ее ожидания (А и В в данном случае два разных варианта). Или проводим тест варианта А, затем его дорабатываем на основе обратной связи, запускаем на тестирование доработанный вариант В, сравниваем, какие изменения в целевых показателях произошли

📊 Крайне важно всегда устанавливать целевые показатели (метрики), которые отслеживаются при тестировании:

  • % потребителей, выбравших продукт
  • количество просмотров
  • время пребывания на сайте
  • конверсия предложения на лендинге в заказы
  • рост продаж при снижении цены
  • запоминаемость бренда/дизайна
  • объемы продаж и др.

И еще более важно: все это измеряется в привязке к целевой аудитории. Именно поэтому важно иметь доступ к существующим и потенциальным потребителям, которые дадут обратную связь. Всегда есть соблазн спросить «всех», особенно у молодых маркетологов, но это серьезная ошибка, за которой могут стоять большие деньги.

Чтобы тестирование сработало, оно должно быть:

  • на достаточной выборке (а не на 3-4 знакомых или друзьях друзей) – 100-200 целевых потребителей при глубоком тестировании (открытые вопросы, не только «нравится/не нравится») дадут понятную картину
  • в течение разумного периода (не за один день в спешке)
  • не с множеством вариантов для тестирования одновременно, иначе потребители запутаются и будут получены искаженные ответы

Продолжение скоро