Маркетинговый аудит: вопрос №10
Последний вопрос потребительского аудита бизнеса.
Вопрос №10. Какие мероприятия вы можете реализовать до конца года и внести в план маркетинга на 2026 год, чтобы увеличить продажи?
Соберите из ответов на предыдущие 9 вопросов план мероприятий по повышению эффективности маркетинга и увеличению продаж за счет лучшего понимания своих потребителей
➡️ Шаблон плана здесь – даю его студентам-топам в Вышке и с этого файла начинаем формировать маркетинговые планы для наших клиентов
Конечно, всего 10 вопросов аудита мало, чтобы сделать детальный план. В моей книге «Время делать бизнес» есть 8 больших чек-листов, которые мы в «Лаборатории трендов» используем для аудита клиентов, адаптируя их под конкретные компании
✔️ Как работать с ответами на вопрос №9 «Какие внешние факторы определяют поведение потребителей при выборе товаров и услуг?»
Проверьте, учитываете ли вы в работе с потребителями (основные факторы, их гораздо больше):
- сезонность, всплески и провалы в течение года – какие периоды и регулярно повторяющиеся события существенное влияют на продажи? (рост или падение продаж более 15%)
- активности конкурентов – отслеживаете ли их на постоянной основе?
- активности заменителей – знаете ли, когда и на что переключаются ваши потребители? (например, переключение на питьевые йогурты женщин, регулярно пьющих кефир)
- новинки у конкурентов и заменителей – мониторите ли вы регулярно «полку»? (реальные полки, маркетплейсы, прайс-листы, выставки и др.)
- внешние макроэкономические факторы – в каких ситуациях потребители «замирают» или наоборот начинают активность?
- отраслевые/рыночные факторы – в каких ситуациях потребители начинают вести себя иначе? (в первую очередь актуально для b2b, например, ожидания принятия нового закона)
- тренды, набирающие популярность за рубежом – какие тренды, почему и когда неизбежно придут на наш рынок? как вы к ним будете готовиться?
- есть ли факторы, в ожидании которых потребители приостановили активность или наоборот активно закупаются? (например, ожидание возвращения зарубежных автомобильных брендов или ожидание плохих урожаев из-за погоды)
- мода – кто на вашем рынке делает товары и услуги модными? можете ли вы сами запустить «волну» моды?
- социальные факторы – какие мнения, убеждения, установки и стереотипы общества могут периодически снижать или стимулировать ваши продажи?
Отдельно смотрим на покупателей и потребителей в b2c и ЛПР и ЛВР в b2b
Набор этих факторов, свойственный именно вашей компании, в разные периоды будет приводить:
- к временным или длительным уходам потребителей (вообще, к конкурентам или заменителям)
- к снижению частоты и объемов покупок
- к снижению чувствительности потребителей к маркетинговым активностям
⚠️ Чем лучше вы знаете, от чего зависит поведение ваших потребителей, тем лучше вы можете на него влиять через маркетинг