Нужно ли маркетологу профильное высшее образование?

Маркетологу в принципе нужно высшее образование. Какое – не имеет значения, потому что высшее образование – это, прежде всего, развитие системного и комплексного подходов, без которого работа в маркетинге дальше операционной деятельности нижнего уровня будет крайне сложной. Как показывает практика, хорошие маркетологи получаются из бывших технарей, математиков, социологов, специалистов по маркетингу и PR и журналистов. Но в любом случае важно понимать, по какой именно специальности дальше планирует работать выпускник. Если аналитиком – это одна история, если менеджером по рекламе – другая.

Рекомендую еще во время учебы попробовать разные направления, проводить обучение (сейчас множество бесплатных вариантов), посещать профильные мероприятия, читать российскую и зарубежную литературу и изучать интересные кейсы. В отличие от нас, учившихся в начале 2000-х годов, возможностей сегодня гораздо больше. Поэтому и все мы, даже будучи экспертами высокого уровня продолжаем учиться.

Чтобы лучше понимать потребителей, мне потребовалось получить два диплома о профессиональной переподготовке по психологии. А чтобы лучше понимать предпринимателей и собственников бизнеса – получить диплом и сертификат по бизнес-коучингу. И все эти инвестиции уже многократно окупились.

Также рекомендую найти себе бизнес-наставника, который готов делиться знаниями в обмен на небольшую помощь с вашей стороны. Или с радостью откликаться на предложения о бесплатных стажировках. Таким образом вы получите возможность получить доступ к экспертным знаниям, посмотреть изнутри на разные рынки и компании, понять, как устроен бизнес. А если вы хорошо себя заявите, уверяю вас, что работу вы найдете очень быстро.

Все это работает как в отношении новичков, так и тех, кто перешел в маркетинг из смежных или других сфер. Предостеречь хочу только от одного. Если у вас в вузе не было курса по маркетингу (обычно он длится один или два семестра в зависимости от вуза и направления подготовки), начните с изучения азов. К сожалению, сейчас рынок заполнен крайне низкоквалифицированными интернет-маркетологами, которые не понимая основ, пытаются помогать свои клиентам и бизнесу, делая все еще хуже. Перед тем как начать применять какие-то конкретные инструменты маркетинга (например, SMM или событийный маркетинг), для начала надо разобраться, что такое целевая аудитория, сегментация, комплекс маркетинга и т.п.

И да, учиться придется на каждом новом месте работы буквально с нуля. Инструменты и подходы будут неизменными, компетенции будут расширяться, но придется знакомиться с новыми рынками и строить маркетинг с учетом особенностей каждой конкретной компании и ее целей.

На фото замечательные студенты ИТМО