Как использовать тренды в материалах для СМИ и соцсетей
Еще немного рекомендаций с моего мастер-класса для Школы медиа и кино при университете ALMAU в Казахстане.
Моя формула раскрытия любой темы на основе трендов:
КАЧЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ = ЧТО БЫЛО? + ЧТО БУДЕТ? + ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?
Почти как гадание или как пасьянс – все элементы работают на то, чтобы раскрыть тему так, чтобы она заинтересовала читателей.
Расшифровка:
Что произошло?
Описание ситуации, проблемы, кейса и др. В формате констатации факта, без домыслов и излишних эмоций.
И здесь основная рекомендация, которая позволяет писать на любые, даже самые сложные темы, в том числе при отработке негатива и репутационных рисков. Писать нужно из нейтральной позиции, очищенной от субъективных оценок и зашкаливающих эмоций. Такой вариант допустим для личной колонки или авторского материала по договоренности со СМИ, но не для «обычных» комментариев и статей для СМИ. Поэтому сначала выдыхаем, затем пишем. Эмоций можно добавить ниже, здесь же четко и конкретно.
Почему это произошло?
Что привело к тому, что произошло описанное выше? Например, какая-то рыночная ситуация или событие. Смотрим назад (короткая и при необходимости длинная ретроспектива) и находим причины, которые легли в основу произошедшего.
Почему это произошло именно так?
Какие устойчивые тенденции и факторы краткосрочного или длительного влияния привели к тому, что получилось именно так, а не иначе? В бизнес-материалах здесь всегда на сцену выходят тренды и «маркеры», позволяющие сделать определенные выводы.
Кому и зачем это было нужно?
У любого события, проекта и кейса есть «заказчик», даже если он неочевиден. В чьих интересах происходящее? Кто выиграет от этого?
Кто пострадал?
Речь не о том, что в прямом смысле слова кто-то пострадал. Чаще всего речь о тех, кому произошедшее невыгодно, неинтересно, ненужно и т.п. Например, конкурентам, которые недополучат прибыль из-за действий другого игрока рынка.
Цена вопроса (в широком смысле)
Здесь любые затраты и результаты от произошедшего (по факту и в перспективе). Если в лоб, это стоимость проектов, размер инвестиций или господдержки, темпы роста и емкость рынка и т.п. Помимо этого – социальная значимость, вклад в развитие отрасли, улучшение качества жизни, усиление конкуренции и т.п.
Что будет дальше?
Снова тренды – в краткосрочной перспективе (какие тренды и как продолжат влиять?) и в стратегическом горизонте (какие тренды все еще будут работать, а какие добавятся?). Помимо трендов любые другие факторы краткосрочного и долгосрочного влияния. Сложив их вместе, смоделировать наиболее вероятный сценарий (или несколько сценариев) развития ситуации.
Почему дальше будет именно так?
Здесь максимум аргументации, почему будет именно так, а не иначе. Можно пойти от противного и доказать, что чего-то не будет по таким-то причинам.