Рынок газированных напитков: конец сладкой жизни? (комментарий Елены Пономаревой для 78 канала)
Большой комментарий для 78 канала про ситуацию на рынке сладких газированных напитков и введение акцизов с 1 юля 2023 года.
Про ситуацию на рынке
Сейчас рынок напитков находится, как и многие другие, на структурном переломе. Кто-то уходит, передаёт заводы и бренды. Идёт рост себестоимости по всем продуктовым российским рынкам, и себестоимость, и отпускные цены по разным продуктам вырастают на 20-30, а то и 40%. Рост цен не может не происходить, это вполне логично, иначе бизнес просто не сможет существовать: маржи не будет.
Из-за нестабильности доходов россиян потребление газировки, как и кондитерских изделий, в ближайшее время будет падать. Сказывается на объёмах потребления сладких напитков и потеря рынком привычных брендов: многие покупатели, привязанные к оригинальной Coca-Cola, не готовы переходить на российские аналоги: это не просто бренд – это идеология, история, определённая рецептура и так далее.
Про акцизы
Если говорить в целом по рынку продуктов и напитков, то сейчас не лучшее время для введения акцизов и маркировок. Рынок сам по себе сейчас проседает, потребление падает и будет падать. Если мы говорим сейчас о том, что акцизы – это попытка всё-таки, как изначально об этом много раз говорили, привести к оздоровлению населения – ему сейчас немного не до этого. На первый план выходят первичные потребности.
Это многофакторная история, с одной стороны, про акцизы, а с другой, про то, что у нас очень серьёзно меняется и структура абсолютно всех рынков продуктов питания, и ситуация на рынке. Уход крупных игроков, общая нестабильность, рост цен, нестабильность доходов… На мой взгляд, это сейчас несвоевременно. И цены, конечно, вырастут.
Сейчас везде сразу несколько факторов. Поэтому сейчас не лучшее время для таких, скажем так, ударов государства. Что маркировка, что акцизы.
Про качество продукции
В связи с тем, что у нас нарушаются цепочки поставок ингредиентов из-за рубежа, у нас происходит ещё и замена поставщиков и ингредиентов, а это означает подбор новых – чтобы тоже было вкусно. Это и так по качеству бьёт на всех рынках, и, чтобы продукт стал доступен для потребителей, конечно, производители пойдут на снижение качества – точнее, даже не на снижение, а на выбор более дешёвых рецептур. Это не всегда означает снижение качества.
Сейчас везде сразу несколько факторов. Поэтому сейчас не лучшее время для таких, скажем так, ударов государства. Что маркировка, что акцизы.
Про отказы от инвестиций
Громкое заявление «Черноголовки» об отказе от пятимиллиардных инвестиций вполне объяснимо и своевременно – аналогичные ситуации сейчас можно наблюдать на разных рынках российской пищёвки.
Производители снижают инвестиционную активность не только по причине акцизов, маркировок и так далее. А ещё и по причине того, что деньги стали достаточно дорогие, потому что российские банки не могут теперь привлекать деньги из-за рубежа. И логистические, и финансовые цепочки порвались. Поэтому говорить, что история со снижением инвестиционной активности будет только из-за акцизов, не совсем правильно. Хотя в том числе, конечно, повлияет и это.
Почему же «Черноголовка» и «Очаково» заявили о своих намерениях именно сейчас и в связи с возможным вводом акцизов на газировку? Это хороший момент, когда можно об этом сказать. И на других рынках, и про маркировку говорят то же самое. Это один из факторов, но значимый. То есть и деньги дорогие, и акцизы. Мы понимаем, что под влиянием акцизов А – вырастет себестоимость, Б – люди начнут снижать потребление. Естественно, что у нас тогда будет происходить: снижение потребления – это снижение производственных мощностей, снижение производственных мощностей – это недозагрузка. Исключительно невыгодно инвестировать при недозагрузке существующих мощностей. Вот и всё. Поэтому они совершенно правильно говорят, просто помимо акцизов есть и другие факторы.
Инвестиционные проекты многие сейчас также замораживают, потому что для инвестпроектов преимущественно импортное. А если это параллельный импорт, а если другие схемы? Это ещё удорожание. То есть сейчас в одной точке сходится много факторов, которые говорят в пользу приостановки инвестиционной активности. Поэтому я полностью их поддерживаю.
На всех пищевых рынках такая история. Сейчас многие затормозили и понимают, что сейчас не лучшее время. Да, с одной стороны, сейчас окно возможностей, потому что уходят зарубежные компании, но, с другой стороны, всё-таки деньги нужно считать, и российский бизнес умеет считать деньги.