Пошаговый алгоритм разработки личного бренда: учет индивидуальных особенностей

Статья для журнала «Новости маркетинга» в рамках курса «Личный бренд в стиле коучинг»

Определив границы, поставив четкие цели и проработав барьеры, которые могут помешать построению личного бренда, можно переходить к следующим этапам. Результатом должна стать платформа бренда, на основе которой далее будет осуществляться вся работа с ним. А именно, будут выбраны конкретные СМИ, сформирован контент-план, составлен список мероприятий для выступлений, определены приоритетные для вступления профессиональные или бизнес-сообщества и др. Но перед этим нужно понять, как наилучшим образом учесть стиль поведения эксперта и его отношение к цели, в процессе формирования личного бренда.

ЭТАП 4. Учет индивидуальных особенностей.

С точки зрения отношения к целям можно выделить три типа людей. Такая классификация используется в коучинге и может быть применима при работе с любыми целями, не только с намерением иметь и развивать личный бренд. Виды игроков рассматриваются по аналогии с игрой в хоккей.

  • Игрок.

Этот эксперт четко понимает цели и выгоды от построения личного бренда. Он нацелен на получение конкретного результата, действует уверенно, системно и понимает, что личный бренд – это всегда игра «в долгую». Игрок привержен цели, но допускает паузы, осознавая, что иногда нужна передышка и необходимо сверяться со своей системой координат (границы личного бренда, ценности и др.).

Кроме того, этот эксперт всегда открыт возможностям и старается использовать их по максимуму. Это не значит, что у него нет барьеров и сомнений, мешающих ему на пути к достижению цели. Игрок находит в себе силы для их преодоления самостоятельно или с помощью поддерживающей среды (семья, бизнес-сообщество, коллеги, друзья, коучи и др.).

Для начала движения к цели игроку нужен понятный план действий и понимание ближайших и стратегический перспектив.

  • Аутсайдер.

Эти люди хотят иметь личный бренд и заявляют об этом, но их действия имеют несистемный характер и сильно растянуты во времени. Аутсайдеры не замечают возможности. Именно они отвечают на предложения «Я подумаю», жалуются на внешние обстоятельства и непонимание того, как начать.

В большинстве случаев их внутреннее сопротивление связано с тем, что они живут в прошлом. Есть одна или несколько ситуаций, которые пошатнули их уверенность в себе, привели к появлению страхов и сомнений. Это мог быть неудачный опыт публичного выступления, несправедливость руководителя на прошлом месте работы, сильно зацепившая критика проекта, проигрыш в борьбе за новую должность и т.п.

Чтобы начать формировать личный бренд, аутсайдеру нужно начинать с проработки барьеров. Прежде всего, ему нужно понять, что на скамейку запасных посадил его не кто-то, а он сам. Взяв на себя ответственность за свое будущее, заручившись поддержкой, перестав жить прошлым и снова поверив в свои силы, аутсайдер может снова выйти на поле и достичь целей.

  • Зритель.

Эти люди занимают пассивную позицию по отношению к цели построения личного бренда. Они могут заявлять о желании иметь личный бренд, завидовать тем, у кого он есть, нещадно критикуя их или восхищаясь ими. Зрители предпочитают рассуждать о цели, не делая практически ничего в направлении к ней и регулярно переключаясь на другие более интересные цели и задачи. Они знают, как нужно делать (вернее так считают), и щедро дают советы другим, при этом сами им не следуют.

Какие же есть рекомендации для каждого типа экспертов по построению личного бренда:

  • Если вы являетесь игроком – вероятность того, что вы построите или укрепите свой личный бренд, очень высока.
  • Если вы находитесь в позиции аутсайдера – рекомендую начать с выявления и устранения барьеров, а также с проработки «синдрома самозванца».
  • В случае, если на момент принятия решения о формировании своего личного бренда вы увидели себя в позиции зрителя, к сожалению, шансов на достижение целей у вас практически нет. Хотя и целей, скорее всего, у вас тоже нет – есть только понимание «неплохо бы иметь личный бренд, чтобы … или «если у всех есть личный бренд, то и мне нужно». Но нет приверженности к цели и много оправданий, почему вы не делаете первые шаги. В этом случае рекомендую еще раз проверить себя с помощью квадрата Декарта и принять окончательное решение о нужности вам личного бренда. Но не забывайте, что ваша позиция не является окончательной. Через какое-то время, когда изменятся обстоятельства, вы сможете перейти в категорию аутсайдера или сразу игрока.

Вторая классификация отражает стиль поведения и позволяет понять, на какие моменты лучше сделать упор при формировании личного бренда (рис. 1). Кроме того, она очень полезна при выстраивании взаимоотношений с другими людьми, позволяя эффективно достигать свои целей через подстройку к их стилю.

Рис. 1. Классификация экспертов по стилю поведения

Важно отметить, что каждый человек в разных ситуациях или социальных ролях может проявляться себя по-разному. Кроме того, как правило, нет «чистых» стилей поведения. Как правило, люди совмещают в себя два типа из четырех.

Ниже приведено описание каждого типа, что позволит вам понять свой стиль и учитывать его при построении личного бренда.

  • Командир.

Типичный представитель такого стиля – генерал Иволгин (Михалыч) из фильма «Особенности национальной охоты». Аналогичный стиль поведения наблюдается у Владимира Путина и Сергея Шойгу. Примером смешанного типа «командир-звезда» является Владимир Жириновский, а в сфере психологии – Михаил Лабковский.

Командиры имеют четкие цели, ориентированы на них, имеют план действий и следуют ему. Как правило, они демонстрируют полную уверенность в себе, имеют громкий голос, смотрят прямо в глаза и используют рубящие жесты.

Именно они имеют наибольшие шансы на построение личного бренда, если смогут эффективно проработать свои слабые зоны. Прежде всего, командирам свойственно задавливать оппонента или собеседника во время выступления. И неважно, это профессиональные дебаты или телеэфир. Командир будет давать всем четкие задания и высказывать свою безапелляционную точку зрения даже ведущему мероприятия. Поэтому часто такое поведение может привести или к конфликтам, или к тому, что такого диктатора перестанут приглашать в качестве эксперта. В случае необходимости рекомендую также пройти обучение на курсах ораторского мастерства или ведения переговоров.

Аналогичным образом, люди этого типа могут упускать возможности по развитию своего личного бренда, потому что упорно будут стоять на своем мнений или видении проектов. Проработав указанные моменты, эксперт увеличит свои шансы на успешное построение и развитие личного бренда.

Кроме того, в большинстве случае, в отличие от дипломатов, командиры являются тактиками. Это значит, что они ориентированы на быструю победу и принимают решения «здесь и сейчас» без учета возможных выгод в будущем. Поэтому этому типу крайне важно строить планы на основе именно стратегических целей и все возможности оценивать через их призму.

Если вы нашли у себя проявления командира и уверены в необходимости личного бренда, еще раз подумайте о том, какие выгоды он вам принесет. Часто при таком стиле поведения личный бренд строится из позиции «надо» (например, для целей развития бизнеса). Получив мотивационную подпитку от четкого понимания своих личных целей и их стыковки с целями построения личного бренда, вы сможете превратить «надо» в «хочу». Это позволит сгладить описанные выше острые углы.

  • Звезда.

К этому типу относятся практически все звезды шоу-бизнеса – Филипп Киркоров, Николай Басков, Алла Пугачева и др. Такая же модель свойственна Олегу Тинькову, Евгению Чичваркину и Ричарду Брэнсону.

Именно эти люди, появляясь где-то, всем своим видом говорят: «Смотрите, я пришел!» Их легко узнать в толпе на мероприятии – они умеют привлекать к себе внимание своим поведением и стилем одежды, им не чужды провокации и театральность.

Самое страшное для них – остаться без уважения и внимания. Именно эта потребность для звезды является основным мотивом построения личного бренда. Звезды больше всех остальных типов заинтересованы в поддержании постоянного интереса к ним, поэтому часто могут много и упорно «светить», не получая за это практически ничего, кроме внимания и растущей известности. По этой причине звездам важно уметь вовремя останавливаться и фильтровать все входящие запросы, иначе рано или поздно наступить выгорание. Нужно или расставить приоритеты, определив, например, СМИ или темы, по которым всегда дается отклик, или решить вопрос через помощников, которые смогут снять часть задач. Например, это могут быть профессиональные копирайтеры, которые будут писать материалы для журналистов. К сожалению, именно звезды чаще всего доставляют наибольшее количество забот, задерживая материалы или опаздывая на мероприятия. В попытке успеть все, они подводят людей, нарушая важный для построения личного бренда принцип win-win.

Второе слабое место звезд – это критика. Эти люди относятся к ней крайне болезненно, принимая все близко к сердцу и иногда реагируя на нее крайне нервозно и агрессивно. Вспомните, например, нашумевший скандал с Филиппом Киркоровым и розовой кофточкой. Спокойно относиться к критике можно, только поняв ее ценность – она всегда показывает зоны роста и развития эксперта. А за неконструктивной критикой стоит желание утвердиться за ваш счет. Если вы хотите, чтобы ваши статьи, выступления, эфиры и другие варианты проявления личного бренда не подвергались нападкам, постоянно повышайте свой профессионализм. Остановившийся в своем развитии эксперт очень быстро будет вытеснен другими специалистами, которые постоянно инвестируют в свои компетенции.

Звезды имеют прекрасные возможности для создания профессиональных сообществ. Они умеют объединять людей и вести за собой. Поэтому, если вы увидели в себе черты звезды, возможно, наступил момент задуматься о своем бизнес-клубе или проведении регулярных профессиональных мероприятий для единомышленников. Главное при этом не тянуть одеяло на себя и не забывать, что даже если проект «имени вас», за ним всегда будет стоять команда, которая его реализует.

  • Гуманист.

Примеры – Далай Лама или Мать Тереза.

Эти люди ориентированы на отношения и других людей. Именно среди них больше всего тех, кто готов спасать мир. Часто гуманисты встречаются среди людей помогающих профессий. Поэтому если вы строите свой личный бренд в данной сфере, у вас есть очень хорошие шансы добиться успеха, подкрепив свой стиль связкой «гуманист-звезда» или «гуманист-командир», если вам присущи черты одного их описанных типов.

Основная слабость гуманистов – постоянные сомнения в себе, которые мешают в полной мере использовать открывающиеся возможности. Среди гуманистов по этой причине много проявлений «синдрома самозванца» и перфекционизма. В сомнениях и желании сделать все идеально эти люди могут терять много времени, в то время как представители других стилей поведения будут действовать.

Как и звезды, гуманисты часто опаздывают и не укладываются в сроки, потому что стараются всем помочь, забывая о необходимости выполнять свои обязательства.

В силу своей мягкости и зависимости от чужих оценок строить личный бренд, если вы являетесь гуманистом, без добавления характеристики других стилей, очень сложно. По этой причине гуманисту рекомендуется формирование личного бренда на начальном этапе только при наличии сильной поддерживающей среды, которая будет служить его опорой и поможет справиться со страхами и сомнениями при быстром принятии решений об использовании возможностей, открытии проектов, публичных выступления и т.п.

  • Дипломат.

Другое название этого стиля – Аналитик. Это люди, обладающие аналитическим складом ума, которые всегда оперируют цифрами и фактами. Если говорить о бизнесе, то это, прежде всего, финансисты и маркетологи. Также это дипломаты (в прямом смысле) и юристы. Примеры дипломатов – это Евгений Примаков, Михаил Барщевский и Ирина Хакамада.

Дипломаты всегда просчитывают ситуацию наперед, видят ситуацию целиком, вычленяют ключевые факторы влияния, оценивают риски и определяют пути их нивелирования, держат ситуацию под контролем и могут быстро понять свои ошибки. Это позволяет им, как и командирам, уверенно идти к целям.

В дискуссии дипломаты умеют очень хорошо слушать и на убеждать собеседников на уровне фактов. Из них получаются хорошие бизнес-тренеры, имеющие научить не только решению отечных задач, но и тому, как повысить эффективность системы в целом за счет устранения «разрывов» на операционном уровне. Эти людям легко общаться со СМИ, они меньше всего «льют воды» в своих выступлениях и материалах, за это же их любят организаторы мероприятий.

Но при этом и у дипломатов есть свое слабое место. К сожалению, если они не обладают чертами звезды или гуманиста, часто они лишены эмоций, закрыты и не имеют произвести впечатление на публику. Они прячут себя за цифрами и фактами, тогда как людям нужно «шоу», чтобы удержать их внимание. В этом случае на помощь приходят курсы ораторского мастерства и даже актерские курсы, которые помогут разбавить логику эмоциями.

В таблице 1 приведены основные качества, которые один стиль поведения дает другому, позволяя получать наилучший эффект при построении личного бренда.

Таблица 1 – Сочетание стилей поведения при построении личного бренда

Командир

Звезда

Гуманист

Дипломат

Командир

х

Четкость,

системность,

работа по плану, управление временем и эмоциями,

контроль ситуации и команды

Уверенность,

четкость действий, устранение сомнений и потерь времени, быстрое принятия решений, умение противостоять окружению, управление командой

Эмоции,

но только анализ, но и действия,

уверенность

Звезда

Смягчение резкого стиля, умение не только давить, но и вести за собой

х

Умение вести людей за собой, мотивировать и вдохновлять, ориентация не только на себя, но и на людей, мотивация в виде желания славы и известности

Сочетание логики и эмоций, позволяющее гибко подстраиваться практически под любую ситуацию с выгодой для себя, скорость реакции

Гуманист

Умение вести переговоры, учитывать интересы другой стороны и организовывать людей

Формирование команды, взаимодействие в стиле win-win, замедление, сидение градуса провокаций и эпатажа

х

Открытость, переход с языка цифр и фактов на человеческий, эмоции, умение вести переговоры

Дипломат

Стратегическое

видение,

оценка рисков

Фильтры входящих запросов, предварительная оценка возможностей, обоснование своего мнения

Подключение к эмоциям и ориентации на отношения логики, умение анализировать и делать выводы, обоснование решений, не соответствующих ожиданиям окружения

х

 

Завершая эту статью, хочется еще раз подчеркнуть важность учета ваших индивидуальных особенностей при построении личного бренда. Если остальные этапы процесса является обобщенными, именно этот этап позволяет подстроит весь механизм работы с личным брендом под вас.

**********

Если у вас есть необходимость в решении задач, связанных с построением сильного личного бренда, буду рада вас видеть на своих консультациях. С 01 марта 2019 года стоимость составит 15 000 руб. за 1-1,5 часа. Успехов и процветания вам и вашему бизнесу!