Бизнес в условиях полной неопределенности: взгляд сверху
Представьте, что вы смотрите в иллюминатор самолета за 10-15 минут до посадки. Я обычно в этот момент ищу свой дом, потому что живу недалеко от Пулково. Каждый раз радуюсь, когда нахожу его среди многих похожих зданий. Потом появляется Пулковское шоссе, здание аэропорта и посадочная полоса. По мере приближения к аэропорту охват территории, которую видно из иллюминатора, становится все меньше.
Сейчас в бизнесе большинство ограничены видом, доступным из только что севшего самолета. В жизни же и в бизнесе выигрывают те, кто смотрят сверху.
Что это значит:
• Всё является частью чего-то большего
Одна компания редко может решить глобальные отраслевые проблемы, но это возможно для ассоциаций, союзов и других сообществ. Лоббирование интересов было, есть и будет.
• Всё взаимосвязано со всем, изменения одного элемента ведут к изменению всей системы
Например, с рынка уходит один из ключевых игроков (примеров сейчас много). Потребность в товарах и услугах при этом остается, пусть и становится меньше. Что произойдет? Правильно, весь или часть спроса на продукцию этой компании неизбежно уйдет к тем, кто подхватит «осиротевших» потребителей. Решающим будет правило первого хода – кто первый встал, того и тапки.
Если нам перестанут что-то продавать (санкции), пострадаем не только мы, но и те, кто перестанут продавать. А с учетом того, что замена есть у многих товаров (к сожалению, не у всех), делаем выводы. Вспомните, например, страдания по поводу пармезана.
• Цепочка создания ценности работает всегда и везде
Бизнес, как правило, смотрит не дальше одного звена назад и вперед, а нужно по всей длине.
На b2b-рынках важно понимать не только то, что сейчас нужно вашим клиентам, но и клиентам их клиентов, и клиентам клиентов их клиентов. Сначала идете вперед по цепочке до самого конца, затем возвращаетесь назад.
На потребительских рынках важно понять, НА САМОМ ДЕЛЕ зачем потребителям ваши товары и услуги. Если ценность перевешивают цену, потребители будут покупать, несмотря ни на что. Снизят потребление, но не откажутся. Увидите, как сейчас, как и в другие кризисы, пойдет вверх кондитерка.
Если нужно подумать об этом применительно к вашему бизнесу, будем рады помочь. Для этого свяжитесь, пожалуйста, с Анастасией Зиновьевой zinovieva@t-laboratory.ru или +7 921 648 83 93.