Бизнес в условиях полной неопределенности: немного тезисов вчерашнего вебинара
1. Сейчас не время суеты и принятия решений на эмоциях.
Одна моя знакомая, поддавшись панике, купила доллары по 110, а потом удивилась, что продать их можно по 80. Взрослый адекватный человек, у которого на время отключился мозг. Поэтому сначала выдыхаем.
Я сама на пару дней зависла, осознавая, что мимо Лаборатории трендов пролетело несколько очень интересных проектов. Может быть, они вернутся, пока вообще непонятно. Было желание куда-то бежать и что-то делать, чтобы восполнить «потери». Вовремя себя остановила и просто выдохнула.
2. Но и не время прятать голову в песок в надежде, что «рассосется».
Не рассосется, принимать решения неизбежно придется. О сокращении персонала, о закрытии бизнеса, о срочном поиске новых поставщиков. Много о чем.
К сожалению, есть бизнесы, которые, скорее всего, не спасти. Это страшно, но это нынешняя реальность.
Но сначала подождать прояснения ситуации. Мы на стопе в принятии решений до 10 марта.
3. Оценить внешние риски.
Честно и в пессимистичном варианте. Вчера на вебинаре рассказывала про PESTEL-анализ. Сделайте хотя бы табличку без сценарного планирования, это уже поможет.
Но: важны не неконкретные риски типа «санкции», а четко и конкретно, что именно коснется вас (запрет на … с такой-то даты).
Хорошо это сделать в команде и в формате стратегической сессии или мастер-майнда.
Если нужна помощь, пишите мне или Анастасии Зиновьевой zinovieva@t-laboratory.ru или +7 921 648 83 93.
4. Пришло время постоянно считать деньги и внутренние риски.
Что потеряем/получим, если что-то произойдет/не произойдет?
Пока какой цене продавать, чтобы максимизировать прибыль? Сливать ли склады или подождать?
Сколько протянет бизнес до момента закрытия, если закрывать все-таки придется?
И еще много-много вопросов, для которых нужны финансовые модели бизнеса, позволяющие увидеть, что изменится, если поменять только одну цифру, например, цену.
В этой плоскости риски – это не вероятность, это цена событий и действий в денежном эквиваленте.
Если нужны классные финансисты, которые помогут, напишите мне или Анастасии Зиновьевой zinovieva@t-laboratory.ru или +7 921 648 83 93.
5. Время видеть возможности.
Это сложно, но нужно увидеть плюсы. Они точно есть, но скорее всего, спрятаны очень глубоко. И о многих из них бизнесы, скорее всего, думали и раньше. Прежде всего, о диверсификации. Но было не время, не до этого, потом обсудим и т.п.
Вспоминайте все идеи и генерируйте новые. В помощь тот же PESTEL и стратегические сессии.