Форсайт-сессия «Спорт как бизнес: новые подходы и бизнес-модели»: ключевые тезисы
10 сентября Лаборатория трендов совместно с Федерацией гольфа Санкт-Петербурга и Гольф Клуб «Петергоф» провели форсайт-сессию «Спорт как бизнес: новые подходы и бизнес-модели» в рамках Кубка губернатора Санкт-Петербурга по гольфу. На этом мероприятии, включенном в программу VII Восточного экономического форума мы продолжили обсуждение темы, начатой на деловой сессии в рамках ПМЭФ 2022.
В форсайт-сессии приняли участие представители спорта и бизнеса. Готовила программу сессии и модерировала ее я при поддержке нашего PR-директора Марии Пайсиной и директора по развитию Анастасии Зиновьевой.
Основные тезисы:
1. Санкт-Петербург является центром притяжения спортсменов со всей страны благодаря наличию спортивной инфраструктуры, характерной для города-миллионника, возможности совместить в поездке спортивные и туристические цели, а также сильному деловому сообществу, с помощью которого можно завести новые полезные контакты. Спортивно-деловое сообщество, развиваемое на базе гольф-клуба «Петергоф», имеет высокий потенциал в т.ч. благодаря расположению именно в Санкт-Петербурге.
2. Разница в развитии спорта в целом и гольфа в частности не является существенной, и связана она, прежде всего, с региональными возможностями и деятельностью спортивных федераций. При этом многие участники спортивного рынка не конкурируют друг с другом, а помогают друг другу развиваться, обмениваются опытом и реализуют совместные проекты. Пример – четыре гольф-клуба, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
3. Популяризацией спорта занимается не только государство и участники спортивного рынка. Активное участие в этом процессе принимают деловые сообщества и участники рынка конгрессно-выставочной деятельности. При поддержке Фонд Росконгресс Кубок губернатора Санкт-Петербурга по гольфу был включен в программу Восточного экономического форума 2022.
4. Киберспорт уже является полноценным видом спорта с минимальным порогом входа, активным продвижением и отсутствием возрастных и социальных границ. Целесообразно рассмотреть бизнес-модели, реализуемые в киберспорте, для использования их элементов в развитии и продвижении «взрослых» видов спорта.
5. Основные тезисы по направлению форсайт-сессии «Ключевые тренды и драйверы, определяющие развитие «взрослого» любительского спорта»:
Спорт для современных людей является не только способом вести здоровый образ жизни, поддерживать высокий уровень энергии, побеждать и выигрывать призы, но и возможностью для наработки деловых контактов, поиска новых бизнес-идей, реализации совместных проектов, а также отдыха и перезагрузки в кругу единомышленников. Отдельно нужно отметить развитие семейного тренда – спорт как дополнительная возможность проведения времени с семьей.
Участники форсайт-сессии отмечали важность личных встреч, на которых быстрее достигаются договоренности и рождаются идеи для сотрудничества представителями разных сфер бизнеса, до этих встреч казавшиеся невозможными. Спортивному и деловому сообществу необходимы регулярные встречи как на круглых столах и конференциях, так и в формате менее официальных встреч клуба по интересам.
6. Основные тезисы по направлению форсайт-сессии «Спортивный маркетинг и PR 2022–2023: новые концепции для новых целей»:
Большинство видов спорта кажутся людям, которые с ними не знакомы, слишком сложными, дорогими и «закрытыми», требующими определенного возраста, физической формы и социального положения. Чтобы убедить людей в обратном, нужна наглядная демонстрация, прозрачное ценообразование, легкие способы «примерить на себя» новые виды спорта.
Необходимо организовывать «тест-драйвы» и мастер-классы, в т.ч. во время городских массовых мероприятий, выделять площади в торговых и бизнес-центрах на льготных условиях для организации демо-стендов, объединение с различными сообществами и бизнес-клубами для проведения совместных активностей с целью популяризации спорта. Работа должна вестись как с частными лицами, так и с корпоративным клиентами.
Отдельное направление, требующее дополнительной проработки – это коллаборация медицины и спорта. Начать работу предлагается с Сеть медицинских клиник СПб «Лахта Клиника» , являющейся партнером гольф-клуба «Петергоф».
В рамках популяризации гольфа в России целесообразно проработать концепцию «Российский гольф», отражающую специфику именно российского гольфа, которая должна быть положена в основу продвижения этого вида спорта.
Особое внимание нужно уделить продвижению в социальных сетях, привлечению к продвижению лидеров мнений и медийных личностей.
Интересное для современных людей направление, которое может способствовать их привлечению в спорт – спортивное наставничество на первом этапе «входа» людей в новые для них «взрослые» виды спорта.
7. Основные тезисы по направлению форсайт-сессии «Спортивный бизнес: вчера, сегодня и завтра»:
Зачастую спорт как отдельный вид бизнеса является низкомаржинальным и даже убыточным. Возможности дополнительной монетизации находятся в коллаборациях с другими бизнесами, государственными и некоммерческими организациями. В частности, такими коллаборациями могут быть: проведение мероприятий со спортивным уклоном, создание клубов по интересам, спонсорство и реклама, развитие сопутствующей инфраструктуры (рестораны, SPA), продажа сувенирной продукции и мерча. Разработка устойчивых бизнес-моделей, которые позволят работать в режиме самоокупаемости, является приоритетной для спортивных организаций.
8. Основные тезисы по направлению форсайт-сессии «Развитие и популяризация спорта на основе интеграции спорта, бизнеса и государства»:
Для развития массового спорта, улучшения здоровья населения и популяризации ценностей ЗОЖ необходима активная государственная поддержка, в т.ч. развитие инфраструктуры, проведение мер по достижению доступности спорта для всех слоев населения, социальная реклама, гранты, субсидии и налоговые льготы.
Серьезное увеличение количества людей, регулярно занимающихся спортом, невозможно без целенаправленной работы с детьми и молодежью. Такая работа должна включать поддержку региональных спортивных школ, введение/возвращение обязательного посещения спортивных секций в школах, продвижение идей ЗОЖ через интернет, включая работу с блогерами и лидерами мнений, их участие в спортивно-массовых мероприятиях, интервью и видеосюжеты, а также просветительскую работу с родителями.
9. Два проведенных мероприятия (деловая сессия «Деловые и спортивные сообщества как точки опоры для развития российского бизнеса» и эта форсайт-сессия) позволили глубоко посмотреть на интеграцию бизнеса, деловых сообществ и спорта. Участниками сделан вывод о том, что «приходит понимание, что получается совместить несовместимое», а результатом дальнейшей работы могут стать перспективные коллаборации и проекты, реализуемые в трех концепциях: «Спорт как бизнес», «Спорт+» и «Спорт для всех возрастов».
По итогам деловой и форсайт-сессии мы готовим исследование и несколько мероприятий. Как обычно, следите за анонсами))