22 непреложных закона маркетинга (книга Джека Траута и Эла Райса)

Закон №7: «Стратегия, которую вы должны использовать, зависит от того, на какой ступеньке лестницы вы стоите» (закон лестницы)

Выбор стратегии развития, конкурентной и маркетинговой стратегий зависит от того, какую позицию на рынке занимает компания. При этом расти с темпами роста выше рынка могут не только лидеры, но и претенденты на лидерство и даже небольшие игроки. Успех будет зависеть то того, на какой ступеньке находится компания. 

Например, лидерам рынка важно оборонять свои позиции. Претендентам на лидерство – конкурировать между собой и ослаблять позиции лидера. Растущим компаниям третьего уровня – догонять претендентов на лидерство и устранять мелких игроков. А мелким игрокам – стараться расти или уходит в ниши. 

Количество ступеней на разных рынках бывает разным, но как правило, их 3-5. На каждой ступеньке находятся конкуренты из одной стратегической группы, обладающие похожими характеристиками и потенциалом. 

Например, интересные стратегии выбрали корейские, а сегодня и китайские производители автомобилей. За относительно небольшой срок, выходя на рынок как явные аутсайдеры, они смогли пошатнуть позиции лидеров рынка в низком и среднем минус ценовых сегментах за счет подуманной ценовой политики и модельного ряда.

Если говорить о лидерах, то у них тоже есть своя иерархия – их доли рынка крайне редко бывают равными. Например, лидером «большой тройки» является Mercedes, за ним следует BMW, замыкает тройку Audi.