№6. Вы нацелены на процесс или на результат?
Цели и желания бывают разные. Один из критериев их классификации – это то, ради чего мы хотим их достичь, и то, что доставляет нам удовольствие в процессе их реализации.
Возьмем, для примера изучение иностранных языков. У каждого из нас может быть разная мотивация для занятий, но все люди делятся на две категории. Первая – те, кому язык нужен как РЕЗУЛЬТАТ, представленный в виде уровня знаний (например, В2 или С1), желательно подтвержденных сертификатом. В этом случае движущим мотиватором для изучения языка являются получение новой должности, предстоящая работа за рубежом, поступление в вуз и т.п. Вторая – те, для кого изучение языка является увлекательным занятием и в какой-то мере даже хобби. Для этих людей занятие языком – это ПРОЦЕСС, который происходит ради удовольствия, для стимулирования мозговой активности, для налаживания новых взаимоотношений в процессе обучения (в группе или онлайн с учащимися из других стран), для чтения статей и книг в оригинале, для получения возможности прикоснуться к другой культуре и т.п. И это ни в коей мере не от-меняет возможность получения сертификатов, просто мотивация другая ))
Исходя из этого, цели могут ставится как результат и как процесс. Результат – получить сертификат. Процесс – заниматься иностранным языком 3 раза в неделю по 1 часу. Самое интересно, что, например, через год, тот, кто получил сертификат, может стать процессным (для поддержания уровня), а тот, кто занимался ради общения – стать результативным (для подтверждения уровня знаний). А может быть и совмещение целей, например, «Заниматься спортом 3 раза в неделю, чтобы весить 55 кг». Получается процесс, направленный на результат.
Аналогичным образом определяются цели в сферах спорта, здоровья, обучения, чтения, хобби и др.
Отсюда вывод – формулировка и постановка целей во многом зависит от мотивации, т.е. для чего именно нужно достижение той или иной цели.