Закрыли проект с обоснованием развития франшизы на российском рынке

Первый раз с франшизами я столкнулась в «АЛАДУШКИН Групп». Смотрели, чтобы понять, как начисляется роялти (% за право владения брендом), и не для целей запуска франшиз. В начале 2010 года франчайзинг казался чем-то непонятным, проектов на рынке было мало.

Мы по традиции отстаем от зарубежных рынков, особенно от США, где франшизы зародились еще в 19 веке. Но мы уже близки к топу в мировом рейтинге))

Во второй раз вопросы появились 1,5 года назад, когда клиент задумался о запуске этой бизнес-модели. Тогда посмотрели рынок и поняли, что в принципе можно, но конкуренция конкретно на этом рынке уже очень большая – работает много сильных игроков, порог входа для новых игроков невысокий, франшиз все больше. Пока еще можно запрыгнуть в последний вагон.

В третий раз – только что закрыли проект. По итогам могу сказать, что за 1,5 года эта сфера буквально взлетела.

Пандемия дала серьезный толчок для развития бизнес-модели, при этом привела к изменениям в расстановке сил:

• появилось больше недорогих франшиз, предлагающих недорогие товары и услуги

• онлайн летит впереди планеты всей – море новых франшиз, в том числе, в слабо развитом в нашей стране сегменте бизнес-услуг

• общепит сохраняет лидерство, смещаясь в сторону to go и доставки, при этом, в ближайшие 100 лет McDonald’s вряд ли подвинется с мирового лидерства

• медицина и образование серьезно выросли во время пандемии, но конкуренция уже очень высокая, нужно отстраиваться от конкурентов

• начали предлагать франшизы компании, которые ранее об этом не думали, а теперь поймали волну (например, франшизы в креативной индустрии)

• много франшиз-«пустышек» из категории «ни о чем», но по низкой цене, а также попыток сделать франшизу, т.е. слабо упакованных, хотя и интересных проектов

• гибкость выходит на первый план

• рост требований к франшизам при их выборе и покупке – все хотят минимизировать риски

ВЫВОД: хорошее время для запуска франшиз на основе успешного бизнеса и для покупки франшизы. В первом случае важна хорошая маркетинговая «упаковка», во втором – четкое по-нимание, что франшиза – это бизнес по правилам, а не собственный бизнес, где можно все.