Потребительский рынок Ленинградской области: итоги 2021 и задачи 2022

24 марта по приглашению комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка приняла участие в мероприятии, посвященном итогам развития потребительского рынка Ленинградской области в 2021 году и задачах на 2022 год.

В начале мероприятия кратко рассказала про первоочередные действия в сфере маркетинга, продвижения и продаж, на которые сейчас нужно делать упор бизнесу.

Потом во время официальной части много говорили про успешные итоги 2021 года, текущую ситуацию, меры поддержки и ключевые задачи на 2022 год. Участие губернатора А. Ю. Дрозденко, вице-губернатора Д.А. Ялова, представителей разных комитетов, госорганов, розничных сетей, общепита и производителей позволило сложить полную картину происходящего.

Наиболее интересные тезисы обсуждения:

1. Обороты розничной торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг после провала 2020 года, связанного с ковидом, в 2021 году восстановились и превысили показатели 2019 года. В нынешнюю ситуацию все потребительские рынки вошли в практически стабильном состоянии, т.е. определенный запас устойчивости есть.

2. Питер и область остаются самыми сетевыми регионами страны. В СПб их доля давно перешагнула 80%, в ЛО в 2021 году достигла 76%. Очень мало рынков и ярмарок, их доля всего 0,2%. При этом потребителям в целом по стране очень не хватает рынков. Например, об этом говорили потребители свинины, о результатах опроса которых я уже писала.

3. Потребительская паника, основанная на страхе и неопределенности, четко видна в цифрах:

• В марте 2022 года по сравнению с февралем того же года продажи муки выросли на 165%, крупы – на 101%, соли – на 94%, сахара и растительного масла – на 90%.

• Продовольственные запасы ЛО в днях сократились, например, с 31 до 4 дней в пиковый момент 21 марта, но уже 24 марта ситуация начала стабилизироваться (запасы выросли до 10 дней). Дефицита продовольствия в регионе нет, а вот избыток в шкафах потребителей точно сформировался.

• Если в «спокойные» времена в области ежедевно продавали около 40 тонн сахара, во время пикового спроса этот показатель вырос в 3 раза.

• Продажи офисной бумаги, по данным «Ленты», выросли на 5 000% (пять тысяч!).

• Результатом этого стало появление в некоторых торговых точках «налога на жадность». Так губернатор назвал существенно более высокие цены на вторую и более покупаемую позицию наиболее востребованных товаров (упаковку сахара, пачку бумаги и др.).

4. ЛО по итогам 2021 года заняла первое место по производству яйца куриного и 2 место по поголовью птицы. У региона в это плане четкая специализация, а рынок очень интересный.

Очень глубоко погружалась в него лет 10 назад, разрабатывая стратегию для птицефабрики «Оредеж». Смотрели и смещение фокуса на меланж (жидкое яйцо для дальнейшей переработки), и развитие мясного направления, и покупку других птицефабрик, и даже возможность разведения страусов. Кстати, яйца из Оредежа объективно одни из самых лучших в области.

5. У области высокий уровень продовольственной безопасности по итогам 2021 года – по молоку 121%, мясу и мясопродуктам – 178,7%. Самый низкий уровень по фруктам и ягодам – 49,3%.

6. Большое внимание сейчас уделяется регулярному (в т.ч. ежедневному) мониторингу цен для избежания их необоснованного роста.

7. Федеральные сети заинтересованы в новых поставщиках и активно проводят закупочные сессии. Хорошая возможность для компаний, давно мечтающих встать в сети. Если вам интересно участие в таких сессиях, напишите, пожалуйста. В Ленинградской областной ТПП сейчас идет активная работа по поддержке бизнеса, наш комитет по маркетингу и стратегическому развитию будут рад вам помочь.

8. Основная задача правительства, по словам губернатора, не мешать бизнесу и помогать ему. Уже запущены и находятся в разработке большое количество мер поддержки бизнеса. Подробности можно узнать в Фонде поддержки предпринимательства и или так же в ЛОТПП.

На уровне комитета в апреле у нас запланированы три мероприятия для разных сфер бизнеса. Анонсы будут уже на этой неделе у меня в соцсетях и в группе «Лаборатории трендов».