Бизнес в тумане (из выступления на конференции «Маркетинг индустрии напитков»)
Когда внешняя среда практически непредсказуема, стратегическая цель бизнеса не обязательно должна быть сформулирована в цифрах, как нас учит SMART. Некоторые компании сейчас могут сформулировать только видение.
Что такое видение?
Представьте себе, что вы бросаете мячик в тумане. Что бы ни происходило, он точно куда-то упадет и это вам известно на 100%, потому что никакие катаклизмы не смогут отменить силу притяжения. При этом вы примерно можете понять точку его падения и затем найти.
Или представьте себе, что вы едете на автомобиле через полосу тумана. В Ленобласти такое нередко бывает. Вы въезжаете в туман, фары пробиваются всего через десяток метров, вы едете, как в молоке. Но тем не менее, вы едете уверенно, потому что знаете направление и выбрали скорость, которая позволит вам быстро среагировать на возможные преграды на дороге и встречные машины.
Вот это и есть работать на основе видения.
Бизнесу сейчас нужен ориентир, к которому компания будет идти/ехать сквозь туман, при этом в краткосрочном периоде работая почти в ручном управлении (микро-менеджмент).
При этом желательно все-таки использовать SMART. В сложившейся ситуации не обязательно количественный, но хотя бы качественный. Желаемое будущее для компании должно быть обязательно определено, иначе «нельзя прийти куда-то, если не знаешь, куда ты идешь».