Ягодки опять: бунт в Wildberries ужесточит работу маркетплейсов (комментарий для «Делового Петербурга»)
Ситуация вокруг Wildberries может не только повлиять на саму компанию, но и привести к более строгому регулированию всего рынка электронной коммерции. Проблема, по словам экспертов, назрела уже давно.
Забастовка владельцев и сотрудников некоторых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries, разразившаяся в середине прошлой недели, приоткрыла для многих закулисье работы российских маркетплейсов. Конфликт возник из–за новой системы штрафов. Но и раньше владельцы ПВЗ жаловались на изменения в системе оплаты и удержаний, которые в среднем на 30% снижали их прибыль. 16 марта маркетплейс временно заморозил механизм списаний с владельцев партнёрских ПВЗ и их менеджеров, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях и улучшить сервис арбитража.
Также пресс–служба компании сообщила, что было отменено свыше 10 тыс. некорректных штрафов. Тем временем стало известно, что на проблему обратили пристальное внимание в Минтруда и Генпрокуратуре. Также была срочно создана комиссия по разрешению вопросов между маркетплейсами и партнёрами пунктов выдачи заказов на базе «Опоры России».
В целом можно сказать, что рынок маркетплейсов в 2023 году переходит в зрелую фазу.
По мнению Елены Пономаревой: «В этом году темпы роста рынка могут быть на уровне 20–25%. Потребители стали приобретать в онлайне всё больше категорий товаров. Понимая, что этот канал продаж становится одним из основных, законодатели вскоре могут разрешить онлайн–реализацию алкоголя и рецептурных лекарств. На рост объёмов онлайн–торговли может повлиять и то, что малый бизнес лишился возможности продвижения через соцсети. В крупные торговые сети им не встать, поэтому они также развиваются за счёт маркетплейсов. Можно говорить о том, что онлайн–платформы сейчас пополняются и новыми компаниями–селлерами, и потребителями».