Стратегический взгляд: ключевых вопросы для эффективного анализа ситуации
Согласно свежему исследованию ВЦИОМ, доля испытывающих безразличие к российскому футболу граждан за последние почти два десятка лет практически удвоилась, поднявшись с 43% до 77%.
Спортивное футбольное сообщество и клубы сейчас аргументируют, что это не так, ссылаясь на продажу билетов, фанатские автобусы, букмекерский бум и др. И они правы, т.к. видят со своей точки зрения.
Но нужно видеть все-таки сверху и стратегически, задав себе несколько вопросов:
1. Новые поколения точно будут любить футбол так, как его любят нынешние 40+? Вопрос не про силу любви, а про количество любителей.
2. Рекламодателям точно будет и дальше интересен футбол с точки зрения целевой аудитории?
3. Если все так хорошо, это на самом деле хорошо или мы стараемся не замечать изменения?
4. Сможем ли мы еще долго сохранять интерес к футболу на текущем уровне, если Россия так и будет «отключена» от мировых соревнований?
5. Насколько сохранится интерес к ТВ-трансляциям, когда мир уверенно идет в интернет?
6. Куда смещается интерес людей? Если не футбол, то что? И почему именно туда?
7. Почему именно такая динамика падения интереса к футболу? Какие факторы в последние 20 лет стимулировали это падение? Если были всплески (например, Чемпионат мира 2018), почему после них не удержали интерес?
8. А в других странах как? Тоже падение? Если да, то что они с этим делают?
9. Что не так с «продуктом» (вид спорта, команды, игроки, соревнования и т.п.)? Из-за чего он стал менее привлекательным?
10. За счет чего можно оживить интерес в ближайшее время и в горизонте 5-10 лет?
Мы живем в сильно меняющиеся с точки зрения поведения потребителей мире. Новые поколения другие. Да, пока они не очень сильно влияют на рынки и еще можно зарабатывать. Но что дальше?
Отсюда две стратегии. Первая – по максимуму зарабатывать «здесь и сейчас», поступенно нащупывая направления диверсификации. Вторая – уже сейчас постепенно двигаться в изменения, возможно, даже став лидером «нового движения». Хотя есть еще и третья стратегия – махнуть рукой и однажды уйти с рынка, самостоятельно или потому что на нем вдруг не осталось места.
Приведенные выше вопрос с адаптацией применимы к любым зрелым рынкам.
А если интересен спортивный маркетинг, жду вас на программе в питерской Вышке. Скоро стартует набор. Точно будет интересно и полезно))