Как объединить пельмени и вендинг (комментарий для «Экперта»)

Пример нового интересного проекта, реализованного на стыке традиционной пищевки (пельмени) и растущего вендингового рынка. Комментарий для «Экперта» и не вошедший в него материал ?

Компания «Пель-Мени» из Казани разработала вендинговый автомат по продаже горячих пельменей Pel-Meni, первый в России и в мире. Пельменный стартап выходит на рынок на этапе стремительного роста формата «перекус на бегу», ставшего следствием роста темпа жизни людей, идея эта интересная и будет востребована, особенно если автоматы расположить в местах с хорошим трафиком — в бизнес-центрах, на вокзалах и в вузах. Ключевой риск один — удержать высокое качество пельменей. Если ожидания клиентов не оправдаются, негативные отзыва в соцсетях могут быстро испортить репутацию проекта. На первом этапе, для того чтобы удовлетворить запросы потребителей, будет достаточно одного варианта пельменей, но чтобы удержать тех, кто любит разнообразие, понадобится расширять ассортимент: к примеру, многие женщины предпочитают вареники.


Стартап выходит на этапе стремительного роста формата перекусов набегу, являющегося следствием роста темпа жизни людей, и прекрасно попадает в целевую аудиторию. В данном случае потребление отличается от домашнего, потребителю нет необходимости тратить время на приготовление, кроме того, при гарантии высокого качества пельмени будут минимизированы риски разочаровать потребителей, как бывает с продукцией, купленной в рознице. На начальном этапе, когда потребители будут пробовать новый вендинговый автомат, достаточно одного варианта пельменей, но чтобы удерживать тех, кто любит разнообразие (наши потребители уже привыкли к широкому выбору в сфере общественного питания и в рознице) и хочет попробовать что-то новое, уже через год будет недостаточно только говядины и индейки. Например, многие женщины предпочитают вареники.

Рынок вендинговых автоматов находится на этапе роста. Можно увидеть, что с каждым годом их становится все больше. И это тоже ответ на увеличивающийся темп жизни людей. На первый план выходят удобство и экономия времени. Кофейные аппараты, аппараты со снеками (орешками, батончиками, вафлями и шоколадом), аппараты с прохладительными напитками, аппараты с предметами гигиены – все это прекрасно решает проблему тех, кому нужно быстро и удобно. Но такие аппараты «работают» в двух ситуациях – когда рядом нет альтернативных вариантов совсем (например, точек кофе to go или магазинов) или когда за их счет можно сэкономить (кофе в автомате в 2-3 раза дешевле, чем в кофейнях). Это значит, что нужно очень тщательно выбирать места для их размещения – например, в больших организациях, в бизнес-центрах, в торговых центах, в вузах и др. По сути, переход на горячую пищу – это новый этап развития вендинга продуктов питания, который найдет отклик у потребителей.

Идея интересная и будет востребована, особенно если автоматы расположены в местах с хорошим трафиком и расположением рядом, прежде всего, с бизнес-центрами и вузами (или непосредственно в них). Потребление пельменей в такой ситуации будет, прежде всего, в обеденное время. Размер порции достаточный, чтобы удовлетворить голод и мужчин, и женщин, цена же будет доступной практически для всех слоев населения. Целевая аудитория – это, прежде всего, средний минус и низкий уровень населения по доходам, живущие активной жизнью и не имеющие возможности пообедать (например, нет кухни в офисе или шаговой доступности от места работы или вуза нет хорошей столовой). Возраст – 18-45 лет. Удобно будет и тем, кто не хочет готовить ужин дома (прежде всего, одинокие люди и преимущественно мужчины), а также во время длительных прогулок по городу (минимальный объем такого ситуационного потребления). Можно говорить о том, что это развитие формата перекуса набегу (to go) в сегменте горячего питания, составляющее конкуренцию стритфуду (в этом сегменте активно используется упаковка еды в стаканы и боксы/коробочки) и фастфуду. Ключевой риск один – некачественное приготовление пельменей. Потребители-новаторы однозначно заинтересуются предложением, но если их ожидания окажутся неоправданными, репутация проекта может быть быстро испорчена, прежде всего, за счет негативных отзывов в соцсетях.

Если говорить про зарубежные рынки, то проект также может быть интересен. Пельмени – это одно из наиболее известных российских (русских) блюд по всему миру. Про пельмени много говорилось в рамках проведения Чемпионата мира по футболу, когда приехавшие многочисленные спортивные туристы говорили о том, как им понравились в России борщ и пельмени. При правильной маркетинговой поддержке у проекта может быть большое будущее. Как минимум за счет интереса людей к России и все большей открытости людей гастрономическим экспериментам. Однако, вряд ли на начальном этапе команда будет делать ставку на «экспорт», т.к. российский рынок огромный и более понятный и предсказуемый.

Ссылка на статью