Всем ли бизнесам нужно идти в онлайн?

У бизнес-консультантов цель одна – заработать как можно больше. Цель хорошая и главное правильная, вопрос в том, как к ней идти. Пришел кризис и началось… Многочисленные призывы срочно всем бежать в онлайн не звучат только если из утюга.

Меня пугает, как на каждом углу очередная партия псевдо-гуру начинает агитировать и обещать райские кущи онлайна и спасение от кризиса. Пугает, потому что явно кто-то на это поведется и просядет еще больше, понадеявшись на обещания.

• Давайте срочно сделаем производителям продуктов питания интернет-магазины? Давайте! Пусть вливают деньги в сайт, в продвижение и раскрутку интернет-магазина. А ничего, что у них матрица в основном по 30-40 SKU (малый и средний бизнес)? Да и не ищет никто продукты питания в интернете, если это не нишевые позиции. Зато кто-то заработает на желании производителей полегче проскочить кризис.

• Хотите поможем привлечь миллионы миллионов клиентов в соцсетях? Хотим! И пусть для салона красоты, небольшой клиники, маленького предприятия сферы услуг радиус охвата – это 10-15 минут пешком. Зато будет классная имиджевая история, которая, не буду спорить, иногда выстреливает при правильном таргетировании. Только вот за потенциальными потребителями идет охота с криками «Ну возьмите меня!», поэтому достучаться до них можно или с помощью больших бюджетов, или предложив что-то уникальное.

За аккаунтами с хорошей вовлеченностью стоят большая предварительная работа и настоящие профессионалы, что не может стоить дешево по определению. Малый бизнес же предпочитает по максимуму сэкономить, а потом разочаровываться результатом. А может быть не гнаться за новыми потребителями, а научиться работать с теми, кто уже есть? Тогда и бюджет может не понадобиться.

• Давайте срочно переведем все коммуникации с клиентами в онлайн? Давайте! Настроим CRM, заведем чат-бота, активизируемся в соцсетях, при звонке в компанию нужно будет последовательно набирать цифры, следуя за приятным женским голосом. Пару миллионов и все становится виртуальным. Кризис – прекрасное время для инвестиций и подготовки к посткризисному росту. Но случайно забыли спросить потребителей, как им нравится/хочется/удобно, и наложили на неэффективные бизнес-процессы онлайн-технологии. Продажи падают, менеджеры воют, собственник матерится.

А всего лишь надо было задуматься, нужно ли все это клиентам? Малый бизнес и без CRM проживет (какой ужас я пишу!), хватит и табличек в Excel, если есть клиенты. А вот если их нет, никакая CRM не спасет.

• Хотите срочно внедрить систему онлайн-заказа и доставки в ресторане? Хотим! И встанем последними в списке тех, кто начал развивать доставку еще до кризиса… И база клиентская у нас не велась, не думали, что понадобится когда-то. Но соцсети у нас есть, может быть они помогут? Помогут! Потому что там сидят клиенты и, если им когда-то понравился ваш ресторан, если они будут готовы вам помочь, они будут заказывать даже по телефону. А если вы пообещаете доставку в течение часа, а не двух, как у лидеров рынка доставки, не справляющихся с заказами, все у вас получится. Да, придется иметь четкий радиус, да нужно решить вопрос доставкой, но появятся деньги, чтобы не утонуть.

• To be continued…

В большинстве таких ситуаций консультант счастлив и даже получил заветную бумажку «Благодарственное письмо», а что будет с клиентом – проблемы клиента. Он же сам захотел, его никто не заставлял.

Я ни в коей мере не отрицаю необходимость интернет-магазинов, соцсетей, бат-ботов и CRM. Все это важно и нужно. Но не как гашение пожара, а как системная работа в рамках единой стратегии развития и повышения эффективности бизнеса.