Решительный отказ: как не впасть в зависимость от покупок, акций и скидок (статья для моей колонки в Forbes)
Шопоголизм негласно признан болезнью XXI века, которой, по разным оценкам, сегодня в той или иной форме «заражены» от 10 до 20% потребителей по всему миру. Формирование зависимости от покупок обусловлено двумя группами факторов.
Первая — внешние факторы. Скидки, распродажи, реклама и мерчандайзинг нацелены на стимулирование покупки «здесь и сейчас», в результате на бесполезные и незапланированные покупки может приходиться до 70%. Кроме того, с началом кризиса многие потребители стали стремиться сохранить объем потребления, не увеличивая затрат. Сегодня в некоторых товарных категориях до 50% оборота приходится на скидки и акции, а «охотниками за скидками» являются более 20% населения.
Шопоголизм негласно признан болезнью XXI века, которой, по разным оценкам, сегодня в той или иной форме «заражены» от 10 до 20% потребителей по всему миру. Формирование зависимости от покупок обусловлено двумя группами факторов.
Первая — внешние факторы. Скидки, распродажи, реклама и мерчандайзинг нацелены на стимулирование покупки «здесь и сейчас», в результате на бесполезные и незапланированные покупки может приходиться до 70%. Кроме того, с началом кризиса многие потребители стали стремиться сохранить объем потребления, не увеличивая затрат. Сегодня в некоторых товарных категориях до 50% оборота приходится на скидки и акции, а «охотниками за скидками» являются более 20% населения.
Вторая группа — внутренние проблемы, компенсируемые шопингом. Здесь может быть довольно широкий спектр проблем, которые вы пытаетесь заглушить, бездумно делая покупки. Например, так вы можете пытаться компенсировать недостаток любви или нехватку денежных средств в семье в детстве. Или вы испытываете одиночество, переживаете из-за отсутствия друзей. Или у вас большое количество свободного времени, которое нечем занять или, напротив, шопинг — это попытка отключиться от переработок и как-то себя порадовать. А может быть вы хотите доказать, что можете себе что-то позволить купить прямо здесь и сейчас.
Чтобы понять, насколько у вас сильна склонность к шопоголизму, задайте себе следующие вопросы. Вы посещаете магазины без четкой потребности, но с намерением что-то купить? Можете ли вы потратить на шопинг целый день и предпочитаете его любому другому отдыху? В курсе ли вы актуальной информации о распродажах и новинках? Прячете ли вы покупки от своих родных и близких? Есть ли у вас силы на шопинг даже после тяжелого дня? Покупая, думаете ли вы о том, какое впечатление произведете на окружающих, в том числе, в соцсетях? Если на большинство этих вопросов вы ответили утвердительно, поздравляю, у вас есть все признаки шопоголика.
С развитием цифровых технологий в мире становится все больше онлайн-шопоголиков, одной из ключевых внутренних причин для которых является осознание собственной безграничной свободы. Товар может быть куплен в любом из интернет-магазинов по всему миру, в любое время, из любого места, а выбор осуществляется из количества вариантов, которое никогда не сможет представить ни один магазин.
В отличие от шопоголиков рациональный потребитель покупает, руководствуясь определенной целью, всегда осознавая свои финансовые границы, через которые нежелательно переступать. При этом его поведение не исключает спонтанных покупок под влиянием внешних факторов или настроения, но они являются скорее редкостью, чем правилом.
Решая свои психологические проблемы с помощью шопинга, человек может создать себе еще большие проблемы, попадая в замкнутый круг шопоголизма. Помимо пустых кредитных карт и долгов, его последствия могут быть разрушительными и с социальной точки зрения (потеря друзей, разводы).
Как же лечить навязчивое потребление?
1) Прежде всего, осознайте его наличие. Что такое для вас шопинг — безвредное снятие стресса, которое происходит время от времени, или зависимость?
2) Определитесь, под влиянием какой группы факторов вы чаще всего совершаете покупки. Если вы «жертва» маркетинговой активности, для лечения иногда достаточно проанализировать, как много денег вы тратите зря, не брать с собой кредитные карты, ориентироваться на четко определенную сумму и покупать по списку.
3) Для работы с внутренней проблемой не обязательно обращаться к психологу. Проанализируйте несколько своих последних походов по магазинам. Что именно вас побудило на покупки в том момент? В каком вы были настроении и состоянии? Что вы испытали после совершения покупки? Как изменилось ваше настроение? Найдите «спусковой» крючок, приводящий вас к неконтролируемым покупкам. Затем нужно работать уже с ним, поняв причину проблемы и способы ее решения. Например, вы ненавидите свою работу, но она хорошо оплачивается, поэтому вы тратите половину зарплаты на ненужные вам вещи, стараясь переключиться. Возможно, вам подойдет вариант другой работы с немного меньшей зарплатой, но отказавшись от шопинга, вы все равно в материальном плане окажетесь в «плюсе».
4) Научитесь отличать «надо» и «хочу», то есть распознавать свои истинные желания и потребности и контролировать их. Например, вам на самом деле нужны новые туфли или вы хотите, чтобы ваша коллега умерла от зависти?
5) Установите лимит средств на непредвиденные покупки, за рамки которого вы не будете выходить, и записывайте свои траты, чтобы понять, как много денег у вас утекает сквозь пальцы.
6) Найдите себе интересные занятия, которые могут тоже требовать средств, но принесут вам больше пользы. Например, пойдите в спортзал или на образовательные курсы, что является наилучшими инвестициями в свое будущее.
7) Поставьте себе большую цель, например, купить квартиру. Так вы будете чувствовать, что любой бессмысленный шопинг будет отдалять вас от обладания ею.
8) Попросите поддержки у родных и близких.
Все хорошо в меру. Периодические «набеги» на магазины имеют терапевтическое влияние, снимая стресс, поднимая настроение и даже увеличивая продолжительность жизни. Это подтвердило исследование тайваньских ученых, в течение девяти лет оценивающих влияние походов по магазинам на продолжительность жизни пенсионеров.