Чем опасны покупки в Интернете и как справиться с шопоголизмом (комментарий для портала Without Sugarcoat)
Причины переключения потребителей на онлайн-формат обусловлены тем, что в отличие от традиционной розницы, интернет-магазины работают круглосуточно, нет необходимости тратить время на дорогу, особенно с учетом пробок, покупать можно в любое время из любой точки земного шара. С точки зрения психологии, онлайн-шопинг – это, прежде всего, осознание своей внутренней свободы, совмещенной с фактором удобства, повышение собственной значимости, принадлежность к группе людей, делающих покупки в определенных интернет-магазинах и странах и постоянная «охота за скидками», позволяющая найти и выгодно купить то, что другие покупают по более высокой цене в обычных магазинах.
Виртуальные шопоголики решают те же внутренние проблемы, что и обычные – заполнение душевной пустоты, уход от одиночества, излишек свободного времени при отсутствии целей и интересов, низкая самооценка, поиск эмоций и адреналина (любая покупка – мини-стресс), переключение с проблем и снятие стресса. Есть одно отличие – виртуальная среда практически безэмоциональна, поэтому онлайн-шопоголики «питаются» своими собственными эмоциями.
Грань между шопоголизмом и рациональным потреблением очень четкая. Обычный потребитель покупает то, что ему на самом деле нужно, иногда делая отступления в сторону «Я просто хочу», при этом всегда понимая, какая именно сумма есть у него в распоряжении. Шопоголиком руководит желание купить даже то, что ему не нужно, важен сам процесс покупки, сумма потраченных средств уходит на второй план. В связи с этим угрозу представляют кредитные карты.
Лекарства от онлайн-шопоголизма – это, прежде всего, понимание истинных причин тяги к совершению покупок, минимизация влияния внешних факторов (отказ от многочисленных рассылок, кредитных карт и др.) и покупки по заранее формируемому списку. Может помочь постановка крупной цели, которая приведет к отказу от более мелких покупок (например, машина), и накопительная рациональная модель потребления, при которой товары сначала кладутся в корзину, а через некоторое время (1-2 дня) проводится ревизия корзины, и только после этого принимается решение о покупке.