Нацпроекты: ищем идеи для успешного бизнеса (статья в журнале «Путеводитель российского бизнеса»)

Тренды, соответствующие Указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Майский указ и поставленные в нем национальные цели развития Российской Федерации на период 2024 года являются закономерным результатом происходящих во всем мире изменений, которые ни общество, ни бизнес, ни государство уже не могут не учитывать.

Какие же тренды легли в основу проектов, которые будут реализовываться в рамках указа?

  1. Цифровая революция и технологические прорывы, открывающие широкие возможности для роботизации, автоматизации и новых форматов коммуникаций. Бизнес получил возможность снижения себестоимости и зависимости от человеческого фактора и дополнительные каналы продаж и продвижения. Одновременно с этим началась гонка за технологиями, которая требует от компаний постоянных инноваций, чтобы не быть вытесненными с рынка.

В последние годы наиболее успешными становятся компании, построенные на онлайн-платформах, не имеющие практически никаких активах, но с каждым годом наращивающие свою капитализацию за счет «прорывных» инновационных технологий. Например, созданная в 2007 году компания Airbnb, предлагающая потребителям услуги краткосрочной аренды почти в 200 странах, в 2017 году оценивалась в 31 млрд. долл. Для сравнения сеть Mariott, работающая на гостиничном рынке с 1927 года, стоит 18,8 млрд. долл. Еще один пример. Компания Uber, совершившая переворот на рынке услуг такси, основана в 2009 году, а уже в 2017 году ее капитализация составила 60 млрд. долл. В 2018 году России и некоторых странах СНГ компания объединилась с «Ядекс.Такси». При этом компания Toyota, являющаяся одним из крупнейших мировых производителей автомобилей, в 2018 году оценена в 53,4 млрд. долл.

Одновременно с этим идет активное развитие онлайн-торговли. По данным АКИТ, на долю интернет-канала в России приходится около 3,5% розничной торговли, за рубежом – 7-8%. Можно ожидать, что интернет-магазины и маркетплейсы продолжат свое активное развитие за ускорения темпов жизни населения и смещения покупок в онлайн-канал.

  1. Демографические изменения происходят по трем направлениям.
  • Рост рождаемости, который приводит к увеличению спроса на услуги для детей дошкольного возраста, а также на услуги по обучению родителей (включая, подготовку к рождению ребенка). Сюда относятся как услуги детских садов, так и набирающие популярность развивающие программы для детей всех возрастов.
  • Увеличение продолжительности жизни в мире в целом. В 1950 году максимальная продолжительность жизни была около 84 лет, к 2050 она составит почти 100 лет[1], а численность населения планеты вырастет почти в 4 раза (рис. 1). Это значит, что будет расти доля населения пенсионного возраста, планирующего жить дольше и сохранять свою социальную и общественную активность и объемы потребления. Наиболее отчетливо этот тренд будет проявляться в крупных городах. Одновременно с этим все более острой становится проблема ухода за возрастным населением – уже сегодня не только открываются «детские сады» для взрослых, но и активно развивается сфера услуг по уходу за этой категорией населения.

Рис. 1. Численность населения, продолжительность жизни и распределение по возрастным группам в 1950 и в 2050 годах (мир в целом)

  • Изменение роли женщины в обществе. В мире сохраняется гендерное неравенство. По данным The Global Gender Gap Report 2017, говорить о равноправии мужчин и женщин в мировом масштабе можно будет не ранее чем через 100 лет. Одновременно с этим меняется рол женщин в обществе. Уже не является клеймом не иметь семью и детей, женщины все больше концентрируются на самореализации и карьере. Если в 1960 году в СССР средний возраст вступления в брак составлял 21,3 года, в 2017 году – уже 27,6 лет (данные Росстата). Женщины не отказываются от замужества, но и не торопятся связывать себя узами брак. Растет с средний возраст рождения первого ребенка. До 1994 года он составлял 19,1 года, в 2015-2017 годах – 26,6 лет. На это повлиял не только рост возраста вступления в брак, но и материальная ситуация – более половины мужчин и женщин считают, что рождение ребенка ухудшает материальное положение семьи (опрос ВЦИОМ). Если же говорить в целом о том, как сегодня позиционируются женщины в современном обществе, на первый план выходит женщина-человек без привязки к социальным ролям (жена, мать, бабушка и др.).
  1. Продолжающаяся урбанизация, влекущая за собой изменения в моделях потребительского поведения – широкое распространение модели поведения городского типа. По прогнозам Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, к 2035 году численность населения Москвы составит 23-24 млн. человек. И это только официальная статистика, которая, по оценкам экспертов, ниже реальной в 1,5-2 раза. Данный тренд влечет за собой необходимость обеспечения жителей больших городов питанием и жильем, следствием чего станет увеличение объемов поставок из регионов и развитие рынка жилой и коммерческой недвижимости.
  2. Изменение расстановки сил в мировой экономике и развитие международной торговли. Китай увеличивает свое влияние за счет присутствия сегодня практически на всех рынках – начиная от одежды и заканчивая сложным оборудование и медициной. Речь уже не идет о дешевой и некачественной продукции – товары из Китая уже стали угрозой для местных производителей по всему миру за счет более низкой себестоимости, постоянного развития технологий и агрессивной политики проникновения на новые рынки. Например, на долю китайской продукции сегодня приходится около 50% трансграничных покупок в интернет-магазинах. Одновременно с этим усиливается влияние Востока, проявляющееся не только в нестабильной ситуации и проблемах беженцев. Восточная культура постепенно проникает в мир моды, ресторанный бизнес, дизайн интерьеров и на другие потребительские рынки. Также можно говорить о постепенно растущем интересе российского бизнеса экспорту. Несмотря на то, что экспорт на сегодняшний день является преимущественно сырьевым, санкции и реализация программы импортозамещения стимулируют выход российских производителей на новые рынки. Активнее всего растут поставки готовой продукции в страны СНГ и в Китай.
  3. Рост популярности здорового образа жизни на фоне роста заболеваемости населения. Доля россиян с диагнозом «ожирение» с 2016 по 2017 год выросла на 6% – до 1,9 млн. человек. Несмотря на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (в 2017 году от них скончались 858 тыс. человек, на 5% меньше, чем в 2016 году), они остаются одной из основной угроз для жизни жителей во всем мире. Во многом причиной обоих заболеваний является изменение темпа жизни и пищевых привычек современных людей, а также увеличение уровня стрессов. В ответ на это начал активно развиваться ЗОЖ-тренд, который уже не первый год шагает по планете и становится все более популярным в России.

За последние 2 года число занимающихся спортом россиян выросло на 15% (данные ВЦИОМ). При этом настоящих адептов ЗОЖ немного, около 5-10% потребителей, остальные же пытаются питаться правильно и заниматься спортом. Играя на этом понимании, компании могут делать интересные предложения широкой целевой аудитории. Это и облегченные продукты питания, и новые виды тренировок, и соединение психологии и спорта (brain body training), и набирающие популярность «перезагрузки».

Одновременно с этим можно ждать дальнейшего активного роста медицинского рынка под влиянием роста рождаемости, желания населения увеличить продолжительность жизни, развития медицинских технологий и растущего интереса населения к профилактике заболеваний. В связи с тем, что потребители медицинских услуг в большинстве своем недовольны ОМС, наибольший потенциал имеет платная медицина, которая в ближайшие годы будет уходить в два основных формата – специализированные (нишевые) клиники и многофункциональные центры. Потенциал есть и у телемедицины, к которой в России пока относятся с недоверием.

  1. Изменения на рынке образования. За последние 10-15 лет ландшафт российского рынка образовательных услуг существенным образом изменился: появились новые участники рынка, развивается частный бизнес, внедряются новые форматы обучения, в сфере высшего образования меняются требования работодателей к уровню образования выпускников и качеству их подготовки. Наиболее перспективными сегментами являются: услуги для детей дошкольного возраста, а также на услуги по обучению родителей (включая, подготовку к рождению ребенка); подготовка школьников к ЕГЭ и услуги профориентации, в том числе, в онлайн-формате; смешанный обучения в вузах (очное и дистанционное обучение); дистанционное дополнительное профессиональное образование; языковые онлайн-курсы. Рынок заинтересован в качественных практикоориентированнных программах, обучаться на которых слушатели могут в удобных для них форматах, выбирая наиболее интересные блоки и дисциплины.
  2. Развитие малого бизнеса. По данным Росстата, количество малых предприятий в России приближается к 3 млн. Рост связан с большим количеством факторов, в том числе, в потерей частью предпринимателей работы из-за кризиса, простой организации микро-предприятия, развитием цифровых технологий, дающих большие возможности для стартапов с небольшими инвестициями, а также с желанием современной молодежи иметь большую степень свободы за счет открытия своего дела по сравнению с работой по найму. Несмотря на государственную поддержку, малый бизнес характеризуется большим коэффициентом потерь – в течение первого года закрывается, по разным оценкам, до 30% новых предприятий. Причины могут быть разными, но одними из них является неверный выбор сферы бизнеса или отсутствие детальной проработки проекта. Это значит, что учет описанных выше трендов, а также понимание перспектив развития конкретных сфер бизнеса может помочь еще на старте избежать закрытия предприятия. В сфере обучения и повышения бизнес-грамотности предпринимателей уже начали работать крупные банки, инвестиционные фонды и государственные органы, поддерживающие малый бизнес. Говоря же о развитии малого бизнеса с отраслевой точки зрения, важно отметить, что наибольшие перспективы развития с учетом указанных выше трендов будут иметь услуги, позволяющие решать ключевые проблемы современных потребителей.

Каждый из перечисленных выше трендов оказывает влияние на все рынки и сферы деятельности, поскольку все они связаны в единую экономическую систему страны. Не учитывать их сегодня при создании и развитии бизнеса уже нельзя, иначе компания рискует быть вытеснена с рынка более гибкими и активными конкурентами. Тренды, примеренные к конкретному рынку, являются источником бизнес-идей, которые позволят компаниями создать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества и сформируют вектор дальнейшего развития бизнеса.

[1] Population Pyramids of the World from 1950 to 2100 http://populationpyramid.net

Журнал листайте по ссылке

**********

Если у вас есть необходимость в решении маркетинговых и стратегических задач, буду рада вас видеть на своих консультациях (с 01 марта 2019 года стоимость составит 15 000 руб. за 1-1,5 часа) или в рамках проектов, которые мы реализуем для клиентов в компании «Лаборатория трендов». Успехов и процветания вам и вашему бизнесу!