10 трендов, которые помогут в борьбе за потребителя в 2020 году (статья для Executive.ru)
Тренды маркетинга 2020 года будут являться отражением современных рыночных тенденций, изменений в моделях потребительского поведения и развития цифровых технологий. В ответ на динамику внешней среды бизнес вынужден искать новые решения, позволяющие опередить конкурентов в борьбе за кошельки потребителей.
Рис. 1. Ключевые рыночные риски, с которыми сталкивается бизнес на потребительских рынках (по результатам опроса участников конференции CFO Russia «Управление рисками в ритейле»).
Бизнес уже в полной мере осознал происходящие изменения в моделях потребительского поведения. Основные риски связаны именно с этим – снижение/нестабильность покупательной способности потребителей (64% опрошенных), охота за скидками как отражение новой рациональной потребительской модели (55%), необходимость формирования таких customer experience и позиционирования, которые позволяли бы компании выделиться на фоне конкурентов и удивить потребителей (45%).
Кроме того, компании вынуждены вступать в гонку рекламных бюджетов или искать нетрадиционные способы привлечения внимания, чтобы достучаться до потребителей, которых окружает нарастающий с каждым днем информационный шум (27%). Влияние конкурентов прослеживается через усиление конкурентного давления (55%), необходимость формирования упомянутого выше customer experience и увеличивающуюся скорость копирования конкурентами идей и концепций (27%).
Исходя их описанных выше тенденций, какие же тренды маркетинга в 2020 году будут отчетливо прослеживаться в России?
1. Рост популярности live-видео
По данным Digital Marketing World, в 2021 году на прямые эфиры в мире будет приходиться 13% интернет-трафика, при этом 90% потребителей видео помогает совершить покупку, а тех, кто предпочитает посмотреть видео перед покупкой, в четыре раза больше тех, кому нравится читать о товарах или услугах. Live-видео, приходящее на смену записанным роликам, воспринимается потребителями как более настоящее и вызывает больше доверия. Для компаний это прекрасный способ показать новым потребителям бизнес изнутри, продемонстрировать товары и услуги, подтвердить свою экспертизу, дать рекомендации, познакомить с довольными клиентами и др.
Никакие тексты и картинки не смогут передать атмосферу и эмоции так, как видео. Прямые эфиры – это возможность сократить дистанцию между бизнесом и потребителями, и возможность вовлечения их в коммуникацию. Особенно хорошо это работает в случае, если эфир проводят конкретные люди, например, сам собственник малого бизнеса. Потребители все меньше доверяют рекламе и все больше – личностям.
2. Развитие AR-технологий
Потребители все больше погружаются в виртуальное пространство – они буквально живут «на кончиках пальцев». Уход покупателей в онлайн-канал на рис. 1 указан как один из рисков не только для офлайн, но и онлайн-бизнеса. Для выживания ритейлерам сегодня нужно формировать максимально удобный для потребителей customer experience, в связи с этим традиционная розница активно идет в интернет-продажи, а интернет-магазины и бизнесы, представленные в социальных сетях, все чаще открывают шоу-румы. На смену шоурумингу (посещение магазинов без покупки с дальнейшим ее совершением через интернет) приходит вебруминг (сравнение и выбор товаров в Интернете с дальнейшей покупкой в торговой точке).
В этой ситуации дополненная реальность (AR) становится не только возможностью соединить офлайн и онлайн, но и добавить элемент геймификации и во взаимодействие с потребителями. Это позволит бизнесу предлагать потребителям максимально глубокий опыт взаимодействия на всем пути клиента, сократить разрыв между офлайном и онлайном, а также ускорять принятие потребителем решения о покупке.
Например, у IKEA есть приложение, позволяющее визуализировать, как будет выглядеть предмет мебели в доме, прежде чем потребители совершат покупку. Кроме того, если говорить о развитии направления геолокации, это может быть не только расстояние до ближайших ресторанов или магазинов, но и средние цены в них, количество свободных парковочных мест или свободных столиков и др.
3. Интерактивный контент
Вовлечь потребителей в коммуникации все сложнее. Это значит, что уже недостаточно писать хорошие тексты и делать красивое оформление постов – вероятность того, что за них зацепится внимание потребителей, снижается с каждым днем.
Одновременно в этим все чаще от потребителей поступают жалобы о том, что их не слышат, хотя они готовы открыто выражать свое мнение. Лишь немногие компании отслеживают отзывы о себе на сайтах-отзывиках, мониторят соцсети и отвечают своим подписчикам не типовыми фразами, а полноценно отрабатывая запросы и негативные обращения.
Совмещая интересный контент с желанием потребителей быть услышанными и вовлекая их в диалог, компания сможет выделиться на фоне конкурентов. Опросы, игры, интерактивные видео, позволяющие поймать потребителей «здесь и сейчас» и дающие им новые впечатления, позволят решить эту задачу, увеличивая «видимость» контента и дольше удерживая посетителей в соцсетях или на сайте компании. Кроме того, именно такой контент чаще всего вызывает желание им поделиться, запуская сарафанное интернет-радио.
4. Переход от точечного контента к контент-опыту
Несмотря на наличие контент-планов у SMM-менеджеров, большинство компаний работают без коммуникационной стратегии. Контент-опыт – это сам контент, форма его подачи, структура, используемые информационные поводы и единая линия, которая пронизывает весь контент, исходящий от компании к потребителям. Иными словами, это тот customer experience, который получает потребитель при взаимодействии с компанией через различные каналы.
В связи с этим в основе контент-плана должны лежать не «хотелки» маркетолога, а позиционирование и ценности компании или бренда, системно транслируемые потребителям на всех этапах пути клиента. Маркетолог не должен ждать, что потребители случайно увидят пост в социальных сетях или статью, или будут целенаправленно их искать, их цель – быть там, где находятся потребители, облегчать им принятие решение о покупке, поддерживать их мнение по правильности сделанного выбора и формировать лояльность.
Качественный контент в Интернете (сайт, размещение на внешних площадках, публикации в СМИ, соцсети и др.) – это способ подчеркнуть экспертизу компании, а также обеспечить органический рост трафика на сайт компании.
5. Смещение покупок в социальные сети
Потребители все активнее идет за покупками не только в интернет-магазины, но и в социальные сети, становящимся полноценными площадками, на которых может осуществляться продажа через посты. Например, за рубежом 72% подписчиков Instagram совершали в нем покупки, а 70% Pinterest использовали его для выбора товаров и услуг (данные Forbes).
Это значит, что и в нашей стране можно ожидать роста количества покупок в этом канале продаж. Речь идет не только о покупках при оплате непосредственно через соцсеть (электронная коммерция), но о покупках с другими способами оплаты товаров, представленных только в соцсетях (например, одежда нишевых дизайнеров).
6. Персонализация и кастомизация
Несмотря на кажущееся разнообразие предлагаемых товаров и услуг, иногда потребителям нечего выбрать – при широчайшем выборе, предоставляемом торговыми центрами, сетями и интернет-магазинами, все чаще потребители говорят о невозможности найти именно то, что им нужно. Существует так называемая иллюзия выбора, формирующая неудовлетворенность потребителей. За рубежом почти 80% потребителей готовы проголосовать кошельком в пользу компаний, предлагающих им персонализированный опыт.
В этой ситуации они все чаще обращают свое внимание на нишевые товары и услуги, предлагаемые преимущественно малым бизнесом (мини-пекарни, торты на заказ, дизайнерские украшения, обувь и одежда и др.). При этом часто компании предлагают не полностью уникальные продукты, а модификации на основе базовых изделий. Например, возможность выбрать цвет, варианты воротничков и манжет у мужских рубашек или блузок. Это позволяет бизнесу эффективно отстроиться от конкурентов, давая при этом потребителям возможность выделиться на фоне огромного количества продукции массового производства, подчеркнув свою уникальность и получив товар «под себя».
Компаниям нужно искать критерии, по которым потребителей не устраивают представленные в продаже товары и услуги, и предлагать что-то в противовес. Персонализация все активнее касается и интернет-активностей компании – email-рассылки, возможность фильтрации контента и т.п., все эти инструменты должны использоваться с учетом особенностей и запросов целевой аудитории.
7. Партнерский маркетинг и коллаборации
Коллаборация позволяет за счет объединения двух или более брендов получать рост продаж товаров или услуг. Все популярнее становятся проекты на рынке продуктов питания (например, шоколад «Маша и медведь» или мороженое «Зенит»), в рознице (например, сети и студии мультфильмов), в сфере дизайна и моды и др. В случае, если компании объединяют свои усилия, например, при продвижении продукции или проведении мероприятия.
При выборе партнера важно, чтобы целевые аудитории пересекались не менее, чем на 50%, в противном случае есть вероятность, что объединение не будет понято. Такие программы – это возможность не только обменяться целевой аудиторией, но и сэкономить бюджет, а для новых бизнесов – шанс получить «путевку в жизнь» за счет более известного и уже принятого целевой аудиторией партнера. Для потребителей же это возможность получения предложений в формате «ограниченная серия» и нового интересного опыта.
8. Ситуативный маркетинг
Занимаясь ситуативным маркетингом, компании обыгрывают в привязке к своей продукции или брендам актуальные новости, значимые для общества события или любые другие информационные поводы, которые могут «зацепить» целевую аудиторию. Одним из нашумевших примеров такой рекламы стали посты в социальных сетях, которыми бренды отреагировали на провокационную рекламу Reebok #нивкакиерамки.
С помощью ситуативного маркетинга можно быстро привлечь внимание к компании, ее товарам, услугам и повысить продажи на волне обсуждения новости или события. При этом маркетологам нужно помнить о скорости распространения информации и продолжительности жизненного цикла любого информационного повода. С развитием социальных сетей средняя продолжительность ажиотажа вокруг «горячих» новостей составляет 2-3 дня, при этом пик приходится на первые сутки после начала распространения информации.
Поэтому у маркетологов есть буквально несколько часов, чтобы разместить рекламу или контент и успеть сыграть на ажиотаже. Важно успеть и стать одними из первых, чтобы получить максимальный охват на волне распространения новости. В противном случае можно опоздать и ситуативный маркетинг компании окажется «второй свежести».
9. Обучение потребителей
Современный маркетинг базируется на том, что потребители покупают не товары или услуги, а решение своих проблем. Кроме того, время становится одной из базовых потребительских ценностей. Люди пытаются в 24 часа успеть сделать море дел, ничего не успевают и поэтому все чаще находятся в постоянном стрессе. В ответ на это бизнес предлагает множество способов сэкономить время на приготовлении пищи, обучении, совершении покупок и др. Чем больший резерв времени компания сможет создать потребителям, тем дороже они будут готовы заплатить за ее предложения.
Одновременно с этим потребители хотят сэкономить время, силы и нервы при выборе и принятии решения о покупке. В этой ситуации компания должна сопровождать потенциальных потребителей на каждом этапе пути клиента, предлагая полезный и практичный контент, который будет склонять потребителей к совершению покупки. Если раньше реклама давала минимум информации, сегодня контент в виде инфографики, статистики, инструкций, видео-обзоров и др. – это способ обучения потребителей продукту и его использованию, работающий на повышение вероятности покупки и формирование лояльности.
10. Дизайн—мышление, customer development и growth hacking
Взрывной рост государственных и частных акселераторов и увеличение количества стартапов приводит к тому, что все активнее и существующий бизнес начинает использовать инструменты, позволяющие максимально быстро тестировать и выводить на рынок новинки в попытках удержать потребителей, постоянно ищущих новый опыт и впечатления.
Дизайн-мышление, customer development и growth hacking – методики, позволяющие на стыке маркетинга (изучение потребительского опыта, конкурентов и рынка), управления продуктом (генерирование идей и создание тестовых продуктов) и управления проектами, находить нестандартные идеи и запускать востребованные рынком стартапы или новые продукты.
Перечисленные подходы близки и позволяют с относительно небольшим бюджетами (инвестициями разработку и запуск) и в ограниченные сроки решать задачу развития ассортимента с ориентацией на выявление неудовлетворенных потребностей потребителей и предложения им решений, соответствующих желаемому customer experience.