Не смотрите в прошлое, ищите ответы в будущем

Слоган моей компании Лаборатория трендов, специализирующей на стратегическом развитии, рыночных трендах и моделях потребительского поведения, звучит следующим образом: «Мы не ищем ответов в прошлом, мы смотрим в будущее». Это значит, что для определения направления развития компании нужно смотреть вперед, предвосхищая будущие тренды и новые потребности потребителей. Только таким образом компания сможет сыграть на опережение и сохранить стратегическую устойчивость. Любые клиентские проекты мы начинаем именно с выявления трендов и понимания поведения потребителей на конкретном рынке.

Смотреть назад нужно, но не с целью поиска ответов на вопросы о том, как развиваться дальше, а для того, чтобы оценить текущее положение компании и понять «как мы дошли до жизни такой». Иначе говоря, пока компания не поймет и честно не оценит свое положение в точке А (здесь на первый план выходит маркетинговая аналитика), дойти до точки Б ей будет очень сложно, а может быть, даже невозможно. Чтобы прийти в точку Б, нужно знать, в каком направлении и с какой скоростью нужно идти. Для этого и нужно выявлять и изучать тренды, потому что нельзя найти что-то новое, глядя назад.

Сегодня обоснование проектов иногда напоминает гадание на картах – что было, что есть, что будет? Но именно в такой последовательности нужно проводить исследование. Зона ответственности маркетинговой аналитики – это «что было» и «что есть», трендвотчинга – «что будет».

Попытавшись сформировать сценарии развития будущего только силами маркетинговой аналитики, вы можете упустить ключевые факторы, которые принципиально изменят рыночный ландшафт. Трендвотчинг же поможет увидеть максимальное количество драйверов и ограничителей, которые будут действовать на период горизонта планирования, и по возможности оцифровать ожидаемые результаты.

Хочу предостеречь вас от переноса зарубежных трендов и моделей на российский рынок без адаптации. Может оказаться, что рынок и потребители не готовы к восприятию нового товара или услуги. Российские потребители более консервативны, а тренды приходят к нам в страну с задержкой в среднем в 3-5 лет.