Три основных вопроса, на которые нужно ответить российском бизнесу: что и для кого производить?
Продолжаю размещать части рукописи моей книги «Время делать бизнес», которая выйдет в издательстве МИФ в этом году:
Из хаоса и полной неопределенности постепенно начинает появляться порядок и появляется понимание, куда и как двигаться дальше.
Три основных вопроса, на которые в ближайшие 3-5 лет нужно искать ответы российском бизнесу:
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Что и для кого производить?
• Как пересмотреть ассортимент с учетом падающей покупательной способности населения?
• Какие группы потребителей останутся наиболее стабильными с точки зрения покупки нашей продукции?
• На что/кого наши потребители будут переключаться при падении/нестабильности их доходов?
• Как заместить продукцию ушедших с российского рынка брендов и компаний?
• Каких потребителей мы сможем получить с учетом ухода зарубежных игроков?
• Какой процент потребителей мы скорее всего потеряем и по каким причинам?
• Если есть сложности с сырьем, в каком временном горизонте мы сможем их решить?
• Как перенести производство в Россию, если ранее оно было в других странах, а теперь есть сложности или существенно снизилась экономическая эффективность?
• Как скорректировать предложение для b2b-клиентов с учетом изменений на их клиентских рынках?
• Каким должен быть оптимальный ассортимент в краткосрочной (до 1 года) и долгосрочной перспективе (3-5 лет)?
• На что сделать упор в развитии ассортимента?
• Как модифицировать существующую продукцию, чтобы сохранить продажи при падении спроса или увеличить их при росте спроса? (в зависимости от рынка)
• Какие тренды и изменения в поведении потребителей будут определять спрос на товары и услуги компании в краткосрочной (до 1 года) и долгосрочной перспективе (3-5 лет)?
• На какие рынки других (новых для компании) товаров и услуг целесообразно выйти в краткосрочной (до 1 года) и долгосрочной перспективе (3-5 лет)?
• Какие инвестиционные проекты могут быть запущены в ближайшие годы?
• Какие продукты стоит попробовать произвести по аутсорсинговой схеме, чтобы оценить целесообразность собственного производства в перспективе?
• Стоит ли запускать или развивать направление СТМ (собственных торговых марок)?
• Кого из конкурентов или игроков со смежных рынков можно/стоит купить?
Результаты ответов на эти вопросы: ассортиментные планы, ассортиментная политика, инвестиционные проекты, аутсорсинговые схемы, платформы новых брендов (концепции, бренд-буки), новые цепочки поставок.