Маркетинг на книжном рынке: полезные рекомендации для других рынков

Во вторник проводила очередное обучение для маркетологов издательства «Эксмо». Как всегда, вышла с рекомендациями интересных книг – это одна из причин, по которой я всегда рада нашим вокршопам))
В этот раз анализировали взлетевшие книги издательства и фиксировали факторы их успеха. Затем анализировали не взлетевшие книги и мозгоштурмили, как можно было бы их перезапустить или придать ускорение с точки зрения продаж.
Ниже несколько тезисов, которые можно переложить на любые другие рынки.
Но сначала важная особенность книжного рынка: на нем огромная конкуренция, причем не только среди книг и издательств, но и с большим количеством заменителей (соцсети, интернет, фильмы, блогеры и др.).
1. Всегда нужно понимать, на каких трендах книга может взлететь, и использовать это в продвижении и продажах. Перед запуском книги в работу нужно задать себе вопрос «Какие тренды будут поднимать книгу?»
Пример с книгой Мэй Маск на скриншоте
2. Есть ли у книги конкуренты с точки зрения ценности информации? (для нон-фикшн)
3. Отлично работают аналогии с тем, что уже популярно. Если потребитель увидит, узнает или почувствует что-то знакомое и нравящееся ему, вероятность продажи вырастет. Это не про копирование, а про «по мотивам»
4. Для успеха книги (продукта) важен сильный текст и хороший перевод. Маркетингом можно продвинуть и продать и слабый продукт, но велика вероятность разочарования читателей
5. В продвижении книг важно генерировать интересные инфоповоды и активно пользоваться ситуационным маркетингом, делая информационную связку книги с чем-то, что актуально «здесь и сейчас» (важные для целевой аудитории инфоповоды)
6. Цитата из разбора успеха книг Пелевина: «Через текст читатели пропитываются автором и чувствуют себя на том же уровне, что и Пелевин».
Во время воркшопа аплодировала участникам – так глубоко и точно был передан смысл книг Пелевина для его поклонников. Пелевин – это бренд, а бренд – всегда сначала про смыслы и причастность, а потом про продукт. Не путать бренд и товарную марку (у ТМ может этого всего не быть)
7. Важно не перегрузить визуально обложку книги, чтобы с первого взгляда было понятно, что в книге главное
8. На волне тренда важно не перестараться. Если все вокруг про котиков (анализировали детские книги с героями-котиками), можно затеряться, не имея заметных отличий (конкуренция среди котиков)
9. Два важных вопроса про книги, которые авторы пишут сериями:
1) нужно взрослеть вместе с аудиторией?
2) или молодеть под новую аудиторию?
Это и про тексты, и про маркетинг (продвижение)
10. Важно слышать свою ЦА, регулярно изучая отзывы на книги других издательств по конкретным темам и видам литературы. Люди сами рассказывают, что им нужно, голосуя оценками и кошельками
Ключевой вывод воркшопа: продвигать нужно не просто книги, а их СМЫСЛЫ и ЭМОЦИИ. Важно совпасть с тем, чем живут и что интересно будущим читателям, тогда они с большой вероятностью заинтересуются и купят. Эмоции же давно на этом рынке не только про чтение, а про книгу как продукт, который должен цеплять обложкой, стимулировать желание сфотографировать и вызывать желание поделиться впечатлениями от прочтения