Употребление населением нецензурных выражений
Когда есть немного свободного времени, люблю почитать исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения) и ФОМ (Фонда «Общественное мнение»). В большинстве случаев они являются не маркетинговыми, а социологическими, и именно по этой причине являются даже более ценными, чем обычные маркетинговые исследования. Благодаря им можно понять, чем живет население России, что его тревожит и радует, как меняются системы ценностей и приоритеты людей и т.п. А все это вместе взятое позволяет делать весьма интересные выводы о том, чего можно ждать в ближайшей перспективе с точки зрения изменения моделей потребительского поведения, куда будут двигаться рынки, какие потребности будут актуализироваться, а какие угасать. Аналогичным образом можно делать выводы, которые могут использоваться в работе над HR-брендом, при разработке системы мотивации и корпоративной социальной ответственности.
На сайте ФОМ нашла июльское исследование, посвященное УПОТРЕБЛЕНИЮ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ НЕЦЕНЗУРНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. В опросе приняли участие 1500 человек из 53 регионов страны. Источник: http://bd.fom.ru/pdf/d27unv2017.pdf
Вывод один – ругаются матом в нашей стране практически все, везде, стабильно и много, что подтверждает динамика показателей в 2013-2017 годах и структурный анализ результатов опроса. При этом интересно, что растет доля тех, кто ругается только при наличии сильных эмоций, за счет снижения доли тех, кто ругается по поводу и без.
При этом несмотря на то, что большинство хотя бы изредка выражаются нецензурно, почти 2/3 опрошенных считают это недопустимым. Доля этих респондентов сократилась после пика в 2013 году, когда 73% считали недопустимым выражаться нецензурно и лишь 21% считали это допустимым. В 2017 году 62% и 36% соответственно. Мне думается, что до 2013 года население медленно выходило из-под влияния кризиса 2008 года, затем долбанул кризис 2013 года и под влиянием нестабильности люди снова начали крепко выражаться. Тем более, что эмоции сдержать трудно: доля тех, кто выражается под влиянием сильных эмоций, имеет похожий тренд – медленное падение до 2013 года и рост к 2017 году. Вывод простой – население находится в стрессовом состоянии до сих пор, что отражается и на «чистоте» лексикона. Матерятся люди на все и на всех – на правительство, цены, безработицу и т.п., что отражается в страхах населения, выявленных тем же ФОМ (пост об этом будет позже).
Интересно, что допустимым материться считают преимущественно работающие достаточно обеспеченные мужчины (доход более 20 тыс. руб., при этом речь о России в целом) в возрасте 18-30 лет, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге (т.к. указан СЗФО) и на Урале, которые сами нецензурно выражаются и это же делают их знакомые. Такая характеристика позволяет говорить о в принципе распространенной «матной» субкультуре среди молодежи. В противоположность им не поддерживают употребление мата преимущественно неработающие женщины старше 60 лет с доходами 8-12 тыс. руб., т.е. очевидно, что речь идет о пенсионерках.
Видимо, под влиянием описанных выше тенденций существенно выросла доля тех, кто не против мата в художественных произведениях, а также снизился уровень поддержки населением закона, согласно которому использование нецензурных выражений в СМИ карается штрафом.
Подводя итоги, можно сделать самый важный вывод. Пока люди матерятся, они в стрессе, а его нужно сбрасывать (запивать, заедать, заниматься спортом и т.п.) и пытаться выживать в условиях кризиса (искать дополнительный заработок, повышать квалификацию и т.п.). Бывают нецензурные выражения и от счастья (как у Задоронова: «Стоял и от восхищения матерился на закат»), но значительно реже )))