Динамика российского экспорта и импорта (комментарий для журнала CITYMAGAZINE)
Россия традиционно является экспортером сырьевых товаров, занимая на мировом рынке лидирующие позиции по многим направлениям. На долю продукции топливно-энергетического комплекса в 2017 году приходилось 59,2% российского экспорта (из них 26,1% – на сырую нефть, на природный газ – 10,7%), металлы и изделия из них – 10,4%, машины, оборудование и транспортные средства – 7,9%, продукцию химической промышленности – 6,7%, древесину и целлюлозно-бумажные изделия – 3,3%, производственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8% (из них на зерновые приходится 2,1%).
Ситуация с импортом иная – на импорт машин, оборудования и транспортных средств в 2017 году приходилось 48,6%, производственные товары и сельскохозяйственное сырье для них производства – 12,7%, продукцию химической промышленности – 17,7%.
Данные по экспорту по кодам ТН ВЭД (млрд. долл.) – другая группировка, выше данные Росстата, а это таможня, но тенденции одни и те же
Группа товара | 2017 | Доля в экспорте | 2016 | Доля в экспорте | Изменение 2017/2016 |
01 : Продукты животного происхождения | 4,09 | 1,1% | 3,51 | 1,3% | 16,5% |
02 : Продукты растительного происхождения | 9,08 | 2,5% | 7,05 | 2,5% | 28,8% |
03 : Жиры и масла | 2,66 | 0,7% | 2,18 | 0,8% | 22,0% |
04 : Пищевые продукты, напитки, табак | 4,67 | 1,3% | 4,03 | 1,4% | 15,9% |
05 : Минеральные продукты | 178,4 | 50,0% | 134,9 | 48,5% | 32,2% |
06 : Продукция химической промышленности | 16,6 | 4,7% | 13,7 | 4,9% | 21,2% |
07 : Пластмассы, каучук и резина | 5,85 | 1,6% | 4,64 | 1,7% | 26,1% |
08 : Изделия из кожи и меха | 0,285 | 0,1% | 0,256 | 0,1% | 11,3% |
09 : Древесина и изделия из нее | 7,75 | 2,2% | 6,48 | 2,3% | 19,6% |
10 : Книги, бумага, картон | 3,92 | 1,1% | 3,23 | 1,2% | 21,4% |
11 : Текстиль | 0,823 | 0,2% | 0,658 | 0,2% | 25,1% |
12 : Обувь, головные уборы, зонты и др. | 0,183 | 0,1% | 0,175 | 0,1% | 4,6% |
13 : Изделия из камня, керамики и стекла | 1,35 | 0,4% | 1,08 | 0,4% | 25,0% |
14 : Драгоценности | 10,7 | 3,0% | 8,87 | 3,2% | 20,6% |
15 : Металлы и изделия из них | 38,2 | 10,7% | 29,5 | 10,6% | 29,5% |
16 : Машины, оборудование и аппаратура | 12,6 | 3,5% | 10,4 | 3,7% | 21,2% |
17 : Транспорт | 4,85 | 1,4% | 3,58 | 1,3% | 35,5% |
18 : Инструменты и аппараты, часы | 1,85 | 0,5% | 1,41 | 0,5% | 31,2% |
19 : Оружие и боеприпасы | 0,0% | 0,0% | |||
20 : Разные промышленные товары | 0,986 | 0,3% | 0,691 | 0,2% | 42,7% |
21 : Произведения искусства и антиквариат | 0,0062 | 0,0% | 0,008 | 0,0% | -22,5% |
22 : Скрытый раздел | 51,9 | 14,5% | 41,9 | 15,1% | 23,9% |
Итого: | 356,8 | 100,0% | 278,2 | 100,0% | 28,2% |
Данные по импорту по кодам ТН ВЭД (млрд. долл.) – другая группировка, выше данные Росстата, а это таможня, но тенденции одни и те же
Группа товара | 2017 | Доля в импорте | 2016 | Доля в импорте | Изменение 2017/2016 |
01 : Продукты животного происхождения | 7 | 2,9% | 5,66 | 3,0% | 23,7% |
02 : Продукты растительного происхождения | 10,7 | 4,4% | 9,16 | 4,9% | 16,8% |
03 : Жиры и масла | 1,2 | 0,5% | 1,09 | 0,6% | 10,1% |
04 : Пищевые продукты, напитки, табак | 9,44 | 3,9% | 8,35 | 4,5% | 13,1% |
05 : Минеральные продукты | 4,36 | 1,8% | 2,97 | 1,6% | 46,8% |
06 : Продукция химической промышленности | 27,7 | 11,4% | 23,2 | 12,4% | 19,4% |
07 : Пластмассы, каучук и резина | 12,1 | 5,0% | 10,2 | 5,5% | 18,6% |
08 : Изделия из кожи и меха | 1,09 | 0,5% | 0,808 | 0,4% | 34,9% |
09 : Древесина и изделия из нее | 0,691 | 0,3% | 0,629 | 0,3% | 9,9% |
10 : Книги, бумага, картон | 2,86 | 1,2% | 2,7 | 1,4% | 5,9% |
11 : Текстиль | 9,92 | 4,1% | 8,3 | 4,4% | 19,5% |
12 : Обувь, головные уборы, зонты и др. | 3,24 | 1,3% | 2,49 | 1,3% | 30,1% |
13 : Изделия из камня, керамики и стекла | 2,47 | 1,0% | 2,07 | 1,1% | 19,3% |
14 : Драгоценности | 0,548 | 0,2% | 0,423 | 0,2% | 29,6% |
15 : Металлы и изделия из них | 15,1 | 6,2% | 11,1 | 5,9% | 36,0% |
16 : Машины, оборудование и аппаратура | 69,4 | 28,7% | 56,5 | 30,3% | 22,8% |
17 : Транспорт | 23,8 | 9,8% | 17,8 | 9,5% | 33,7% |
18 : Инструменты и аппараты, часы | 6,45 | 2,7% | 5,45 | 2,9% | 18,3% |
19 : Оружие и боеприпасы | 0,0% | 0,0% | |||
20 : Разные промышленные товары | 5,62 | 2,3% | 4,51 | 2,4% | 24,6% |
21 : Произведения искусства и антиквариат | 20,8 | 8,6% | 6,5 | 3,5% | 220,0% |
22 : Скрытый раздел | 7,61 | 3,1% | 6,76 | 3,6% | 12,6% |
Итого: | 242,1 | 100% | 186,7 | 100% | 29,7% |
Сравнение показателей экспорта и импорта подтверждает сырьевую направленность российской внешней торговли, в то время как импорт – это не только сырье, но и продукты его переработки (продукты питания, оборудование, техника, автомобили и т.п.), а также продукция, в силу климатических особенностей в России не производимая или не растущая, например, бананы, оливковое масло и др. Доля потребительских товаров, отправляемых на экспорт, невелика, это преимущественно продукты питания.
В отличие от США и европейских стран, в России на долю обрабатывающей промышленности приходится небольшой объем поставок, тогда как экономически более выгодным с точки зрения добавленной стоимости является экспорт продуктов средней и глубокой переработки, например, не зерна, а муки.
Причины такой ситуации в следующем:
- сырьевая направленность экспорта сформировалась во второй половине 20 века после существенного роста цен на нефть, когда за счет экспорта стало выгодно формировать бюджет страны;
- распад СССР и переход страны от плановой к рыночной экономике привел к изменению структуры экспорта, который стал менее диверсифицированным – на фоне активного развития развитых и развивающихся стран часть советской (российской) продукции стала неконкурентоспособной, а часть традиционных рынков сбыта была потеряна за счет их переключения на других поставщиков. До распада СССР в развитые страны поставлялось преимущественно сырье, именно в развивающиеся страны шел основной объем экспорта оборудования и готовой продукции (например, продукции легкой промышленности).
Сегодня экспорт начал медленно двигаться в сторону диверсификации, прежде всего, за чет транспортного машиностроения и высокотехнологичной продукции (например, радиоэлектронной отрасли), а также информационных технологий. Кроме того, большой потенциал роста у российской пищевой промышленности и агропромышленного комплекса, стимулом для чего является рост самообеспеченности страны, в результате чего излишки внутреннего производства идут на экспорт, как например, в случае с производством куриного мяса. Ограничения в расширении экспорта в данной сфере связаны, прежде всего, с необходимостью приведения ветеринарных норм (законодательства) в соответствие с требованиями стран-импортеров (например, Китая и ЕС, где одни из наиболее жестких требований).
На развитие экспорта повлияли и санкции, которые стимулируют импортозамещение и разработку российскими предприятиями новых технологий и продукции, которая становится интересна не только российским, так и зарубежным покупателям (физическим и юридическим лицам).
Кроме того, анализ экспорта позволяет говорить о росте экспорта из России продукции, произведенной локализованными площадками зарубежных компаний. Например, такая ситуация характерна для пищевой промышленности.
Также можно выделить следующие барьеры:
- неконкурентоспособные цены в некоторых отраслях, особенно по сравнению с китайскими производителями;
- низкая конкурентоспособность в некоторых сферах экономики по причине слабого развития НИОКР, в том числе, из-за низкого уровня поддержки со стороны государства;
- в большинстве отраслей, не являющихся ключевыми экспортерами, развитие экспортного направления не является приоритетным, кроме того, слабо проработаны законодательные вопросы, связанные с экспортом продукции, или же действуют устаревшие правила;
- в России экспортную деятельность ведут всего около 10% предприятий обрабатывающей промышленности, тогда как, например, в некоторых отраслях в странах Европы этот показатель достигает 50%;
- отсутствие сильных брендов (имен), кроме тех, которые уже представлены на экспортном рынке, которые могли бы привлечь внимание зарубежных покупателей. Если зерно, водка и икра, традиционно ассоциирующиеся с Россией – это сами по себе национальные «бренды», то известных торговых брендов не так много во всех сферах экономики. Формирование всемирно известного бренда (имени), заслуживающего доверие, в b2b или b2c-сферах – это длительная история или вопрос, требующий, чтобы гарантом выступало государство или признанный в мире участник рынка;
- сложности выхода на международный рынок средних и малых игроков, найти которым клиентов крайне сложно даже при условии качества, не уступающего, а иногда превышающего аналоги (необходимо решать данный вопрос через их интеграцию);
- отсутствие государственной политики на мировом уровне, направленной на формирование известности российской продукции в целом. В том числе, небольшое количество конгрессно-выставочных мероприятий, но их количество растет, а также создан несырьевой бренд «Сделано в России» (Made in Russia), продвигаемый на государственном уровне;
- технические и законодательные сложности при экспортных операциях. По данным исследования Аналитического центра при правительстве РФ (2018, больше всего проблем у российских экспортеров вызывают оформление и доставка товаров (соответственно 27,6% и 18,9% экспортеров), валютный контроль и налоговое администрирование (18,7%). При этом большинство экспортеров (78%) считают, что условия ведения экспортной деятельности за прошлый год не изменились или улучшились. Лишь 14% отмечают, что условия ухудшились;
- большая часть экспорта по многим направлениям приходится на страны бывшего СССР, страны ЕАЭС, АТЭС и Китай.
Для развития нужно продолжать наращивать объемы в тех сферах, где позиции России сильны (например, на мировом рынке зерна или растительного масла), одновременно с этим усиливая относительно новые направления (например, упомянутое выше мясо птицы или сахар). Интерес представляет рынок сельскохозяйственной техникой, которая вполне конкурентоспособна и развивается, в том числе, за счет государственной поддержки кластеров (например, Сибирский или Алтайский кластер).