Как выстроить эффективную работу со стажерами (правила «Лаборатории трендов»)
Стажеров в нашей компании любят. Еще с давних пор завелось, что я сама, преподавая в вузе, приглашаю лучших студентов к нам на практику, а также являюсь «поставщиком» стажеров и молодых специалистов для своих коллег. А в последние два года на стажировку мы берем и ребят, хорошо показавших себя на молодежном маркетинговом конкурсе Marketorium, который дважды в год в Санкт-Петербурге проводит ИТМО.
Зачем нам это нужно? Причин несколько:
- Студенты (в нашем случае – лучшие студенты, предварительно отобранные в процессе взаимодействия с ними) – это новые идеи и свежий взгляд на выполняемые нами консалтинговые проекты, особенно, если речь идет о наших компаниях-клиентах, целевой аудиторией которых является молодежь (в том числе, достаточно сложное поколение Z).
- Возможность закрыть вакансии начального уровня квалификации или сформировать кадровый резерв для своей компании для партнеров. Ни для кого не секрет, что на рынке труда в сфере маркетинга наблюдается кризис – некоторые позиции закрываются месяцами, поэтому работодатели все активнее используют модель «учить под себя».
- Возможность делиться опытом и знаниями с молодежью – у нас собрался дружный коллектив, каждый сотрудник которого является не только практиком, но и преподает в вузах или проводит тренинги. Это своего рода наша социальная ответственность перед бизнесом. Кроме того, когда знаний много, ими хочется делиться, особенно понимания, какой огромный разрыв существует между тем, чему студентов учат в вузах и тем, что есть по факту на практике.
- И напоследок, не буду скрывать, что стажеры – это бесплатная рабочая сила, которая в обмен на возможность посмотреть, как в реальности работает бизнес, выполняет мелкие задачи, на которые у сотрудников компании часто не хватает рук. Но именно от качества выполнения этих небольших поручений зависит, получит ли стажер возможность остаться в нашей компании или будет ли он рекомендован коллегам из других компаний
За время работы со стажерами у нас сформировался определенный набор правил, который позволяет обеим сторонам (компании стажеру) выстроить взаимоотношения в формате win-win:
- Никогда не брать стажеров вслепую – по возможности нужно провести предварительное интервью, поняв, какая взаимная польза будет получена от стажировки, и оценив личностные характеристики стажера и его текущий уровень знаний (и при наличии опыта). Иногда мы запрашиваем рекомендации из вуза и всегда сами даем устные или письменные комментарии по каждому прошедшему у нас стажировку студенту, если отправляем его на работу в партнерскую компанию.
- Всегда привлекать стажеров на конкретные задачи – стажеры (особенно предварительно отобранные) приходят для получения практического опыта, а не выполнения курьерской функции или варки кофе. Поэтому до начала стажировки нужно четко сформировать перечень задач, ставящихся стажеру на время стажировки. В идеале эти задачи должны быть зафиксированы письменно и обговорены со стажером во время предварительной встречи (интервью). Если таких задач нет (например, «горит» большой проект и ни у кого не будет времени заниматься стажером), лучше отказаться от приема стажера, что у него не было разочарования и он не «путался под ногами».
- Учитывать интересы стажера при прохождении практики – нередки случаи, когда студента берут на должность маркетолога, а по факту он выполняет функции менеджера по рекламе или PR-специалиста. Если у стажера нет знаний в смежной сфере, это может привести к взаимной неудовлетворенности. Но при этом может отказаться, что смежные компетенции, наоборот, окажутся наиболее интересными для стажера. Поэтому, как было сказано выше, так важно предварительно пообщаться и определить интересы обеих сторон.
- Заранее обговорить критерии оценки работы стажера – студенты еще далеки от KPI и систем мотивации, но им тоже нужно понимать уровень удовлетворенности выполняемой работой. В идеале нужно заранее озвучивать критерии оценки по каждой задаче. Например, у нас это может быть количество проанализированных сайтов, отправленных электронных писем, собранных источников информации, опрошенных потребителей и т.п.
- Не давать ложных надежд – если вы не намерены брать студента после стажировки на работу, поскольку нет свободных штатных единиц или этого не позволяет бюджет, стоит честно об этом сказать, избегая формулировок «может быть», «мы подумаем», «мы посмотрим» и т.п. В случае же возможного трудоустройства нужно четко указать, по каким критериям будет приниматься решение, особенно если стажеров несколько, а вакантное место только одно.
- Обязательно дать обратную связь по итогам прохождения стажировки – в свободной форме во время беседы за чашечкой кофе, указав на сильные стороны и потенциал роста. Поверьте, мало кто это делает, а ведь правильно сделанные рекомендации и замечания от профессионалов для молодого специалиста – это бесценный подарок. А если вы еще и согласитесь на будущее стать старшим наставником, периодически помогающим студенту справляться с профессиональными задачами пусть и на другом месте работы, вы внесете свой посильный вклад в становление молодого специалиста. У меня таких ребят семь, некоторых из них я «веду» уже более 5 лет.
- Дать рекомендации в вуз и будущим работодателям – студентам, начинающим свой профессиональный путь, как никому другому важны ваши рекомендации, которые они смогут использовать при дальнейшем трудоустройстве. Если стажер себя хорошо зарекомендовал, почему бы не помочь ему?
- Сохранять связь со студентов после стажировки – этим также практически никто не занимается, но ведь если появится вакансия, всегда выгоднее взять уже проверенного «боем» (в реальных условиях) сбывшего стажера, чем «кота в мешке» с рынка.
- Не ставить себя выше стажеров – часто ребята жалуются на «звездную болезнь» сотрудников компаний, в которых они проходят практику, указывая на то, что их считают «лишними», «нулями», «бездарностями» и т.п. Но в большинстве случаев дело все-таки не в студентах (особенно, если был предварительный отбор), а в том, что мы сами уже почти забыли, что такое быть студентами и начинать свой профессиональный путь. Так давайте не забывать, что нам когда-то тоже помогли!»
В заключение скажу, что я всегда сама общаюсь с каждым будущим стажером, чтобы не упустить возможность еще на этапе первой встречи увидеть «бриллиант», который может в перспективе стать частью нашей команды или коллектива в компаниях наших партнеров.