Тезисы из книги С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883)
Как обещала, пишу подробнее про три книги, которые помогли мне иначе взглянуть на современную деловую литературу и найти ответы на многие вопросы.
Книга №1. Витте С.Ю., «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», 1883 год
Если бы на первом курсе института, сидя на лекциях по «Истории экономических учений», я бы знала, как много ответов на свои вопросы однажды найду у Витте, я бы иначе относилась к его трудам. Тогда же он буквально прошел мимо меня, оставшись в памяти как выдающийся экономист и министр финансов царской России.
Спустя почти 140 лет после опубликования ключевые идеи «Принципов» не просто актуальны – они соответствуют практически всем современным теориям маркетинга. Ценностный подход, трактовка конкуренции, обоснование ценообразования – ниже несколько тезисов и принципов из книги. Несмотря на то, что в ней описана ж/д специфика, практически все применим к любому бизнесу.
- Расчет стоимости перевозки на основе себестоимости и понимания цены и сроков альтернативных перевозок.
- Борьбы между производителями не существует. Непосредственная борьба производится между потребителем и производителем, и она основывается на способности, которой обладает потребитель искать у другого производителя то, что один из производителей предлагает на условиях, ему (потребителю) не подходящих.
- Нет непосредственной борьбы между производителями, заставляющей их устанавливать низкие цены.
- Антогонизм желаний производителя и потребителей к одинаковой цели – равновесию между спросом и предложением. При наличии конкуренции увеличивается взыскательность спроса.
- Закон спроса и предложения – следствие принципов свободы (свободного действия спроса и предложения) и собственности.
- Потребность в ж/д услугах является относительной. Ее удовлетворение подчиняется стоимости. Назначение железных дорог – устранение преград расстояний и доставление этим способом однородным по назначению предметам возможности соперничать на многих рынках потребления.
- Железные дороги должны искать грузы, заставлять их двигаться. Грузы, находящиеся в скрытом и бесполезном состоянии, должны стать доступными для потребления.
- Нужно стремиться, чтобы каждый производитель имел как можно более обширный рынок распространения своих продуктов, ибо через такое расширение предложения будут существенно выигрывать интересы потребителей (этих товаров).
- Общественный интерес не в том, чтобы железная дорога возила даром, а в том, чтобы цены перевозок не превышали размеров, которые ставят этот элемент рыночной ценности товаров в рациональное отношение к совокупности всех прочих элементов рыночной ценности.
- Цены ж/д провоза регулируются естественными жизненными законами, т.е. по тому самому и доступны простому здравому смыслу.
- На выбор торговлей того или иного пути имеют влияние, кроме провозных цен, привычки или обычаи, удобство, скорость, сохранность доставки и др. Поэтому иногда можно конкурировать с более высокими провозными ценами сравнительно с ценами конкурентов и обратно. В некоторых случаях выгоднее совсем отдать груз конкуренту, чем вступать с ним в конкуренцию.
- Конкуренция может вестись не только тарифами, но и расходами. На одной дороге тариф выше, нежели на другой, и груз все-таки может пойти по первой дороге: если он больше заботится о сохранности груза и в большем размере отвечает за убытки; если он скорее перевозит; если тот рынок, к которому он ведет, имеет особое коммерческое преимущество; если они имеет лучшую коммерческую репутацию и пр.
- Определение провозных цен – дело здравого смысла и коммерческого чутья.
- Главной точкой опоры для определения провозных цен служат исследования способности товаров распространять свое потребление. Иначе – исследование увеличения для данного товара интенсивности спроса в зависимости от размера провозной платы.
- Убыток от понижения против стоимости производства (ж/д услуг) окупается или несомненно окупится в ближайшем будущем доходом от другой статьи перевозки.
- Продавец и покупатель – взаимность удовлетворения желаний. Благосостояние каждого обусловливается благосостоянием всех других.
- Нужно побольше исследовать, почаще расспрашивать и вмешиваться возможно меньше (принципы правительственного вмешательства в ж/д тарифы Франции).
- Принцип разумного стремления к достижению возможно большего чистого дохода.
- Двигателем производства всегда были и будут ответственность и личный интерес.
- При конкуренции каждая сторона имеет возможность наносить значительный вред конкуренту, часто не извлекая из этого для себя никакой пользы. Никакой конкуренцией однажды построенную дорогу не уничтожишь, а поэтому в результате так или иначе, нужно прийти к соглашению.
К каждому тезису у меня есть мои комментарии, но я предлагаю вам самим подумать, что именно из написанного выше для вас будет наиболее ценным.
Кстати, еры и яти читать не мешают, но глаза постоянно упираются в орфографические ошибки с точки зрения современного русского языка. «КонкурРенция», «всякАго, «эксплОатация», «не смотря на», «будто-бы» и еще много других вариантов написания, которые сегодня выдают неграмотного человека. Поэтому «Принципы» – это еще и интересный экскурс в наше грамматическое прошлое.