Хруст московской булки: хлебный рынок Петербурга ждут глобальные перемены (комментарий для «Делового Петербурга»)
Покупка российских активов финской Fazer крупным московским игроком БКХ «Коломенский» изменит петербургский рынок хлеба. Сейчас он фактически поделён между четырьмя крупными игроками: большую часть полок торговых сетей занимают «Каравай», «Хлебный дом», «Дарница» и «Арнаут». Причём «Хлебный дом» занимал около 37% (на рынке Москвы — около 11%).
У «Коломенского» большие планы на «Хлебный дом» как в Петербурге, так и в Москве. Сейчас компания дорабатывает текущий ассортимент и торговые марки. Запущена глобальная модернизация производств компании. Планируется увеличить производство чёрных формовых хлебов, хлебов с добавленной стоимостью, круглых хлебов, а также мелкоштучных хлебных изделий. Кроме того, после увеличения производственных мощностей «Коломенского» в Московском регионе часть его торговых марок появится на прилавках сетей в Петербурге.
Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов», прокомментировала ситуацию по просьбе издания «Деловой Петербург»:
— «Коломенский» — один из самых интересных и амбициозных игроков рынка с продуманной стратегией развития. Покупка «Хлебного дома» чётко вписывается в неё. Как будет дальше развиваться рынок, зависит от их работы с ассортиментом: все исследования показывают, что петербургский ассортимент отличается от ассортимента других регионов прежде всего высоким спросом на ржаной хлеб и хлеб, приготовленный по финским рецептурам. Рынок производства хлеба в Петербурге очень концентрированный с точки зрения долей игроков. Их не много, но они крупные и с многолетней историей, поэтому это один из самых высококонкурентных рынков в России. Учитывая сильные позиции и стратегию «Коломенского», я бы не исключала вариант того, что компания увеличит свою долю в Петербурге. Но глобально рынок они не изменят в силу того, что уже есть устоявшаяся структура. Рынок фасованного хлеба очень зрелый и практически не растёт, а периодически даже падает. Рынок пекарен, наоборот, является растущим. Если говорить про Петербург, то он уже достаточно конкурентен, здесь развивается много сетевых проектов. В связи с этим перспективен рынок заморозки. Но «Хлебный дом» и «Коломенский» на данный момент благодаря своим качественным рецептурам составляют конкуренцию и хлебу из пекарен. На сегодняшний момент хлебокомбинатам важно работать и в сегменте заморозки. Пекарни — это перспективная ниша для дальнейшего развития. Но их всё равно не так много, как торговых точек той же федеральной розницы, это огромный канал продаж.
Опрошенные «ДП» эксперты солидарны в том, что уже не первый год рынок находится в стадии трансформации. В торговых сетях наблюдается падение продаж хлеба и хлебобулочных изделий промышленного производства. Петербуржцы всё чаще стали предпочитать продукцию ультрафреш из пекарен. Бурное развитие рынка замороженных хлебобулочных изделий также является трендом последних лет.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков уточняет, что магазинам уже не интересно продавать хлеб и ХБИ. «Ретейлеры вынуждены торговать хлебом себе в убыток, — подчёркивает он. — Это необходимая составляющая ассортимента любого магазина, но потери в этой категории и её маржинальность уже не выдерживают никакой критики. Сами производители это тоже понимают и берут эти тренды себе на вооружение. Например, открывают собственную розницу или сети пекарен, которые в отдельных случаях могут обеспечивать до 50% объёма всех продаж».