Не с той ноги: усилит ли банкротство «Скорохода» кризис на рынке детских вещей? (комментарий для «Делового Петербурга»)
Обанкротилась легендарная фабрика детской обуви, наследница одного из старейших предприятий отрасли. Её активы в ближайшее время продадут на торгах.
Обувное предприятие, от которого фабрика ведёт свою историю, было основано в 1882 году под названием «Товарищество Санкт–Петербургского механического производства обуви». Это было крупнейшее обувное производство дореволюционной России. Одну из популярных моделей — летние полуботинки с тиснением — прозвали «скороходами». Спустя некоторое время это название появилось в официальном названии и на вывесках фирменных магазинов товарищества.
В начале XX века объёмы производства «Скорохода» уже достигали почти 3 млн пар обуви в год. В 1990–х годах АО «Скороход» входило в число крупнейших в России обувных производств.
В последние годы финансовое положение ООО «ФДО “Скороход”» постепенно ухудшалось. Как полагают участники рынка, сложности у предприятия могли возникнуть из–за локдауна, а затем из–за спада продаж в коронавирусный 2020 год. Второй причиной собеседники «ДП» называют жёсткую ценовую конкуренцию с крупными игроками, в том числе отшивающими большие партии в Китае под собственным брендом.
Усилит ли банкротство «Скорохода» кризис на рынке детских вещей? По просьбе издания «Деловой Петербург» новость прокомментировала Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов»:
— Мне кажется, что такой бренд, как «Скороход», значим сейчас разве что для старшего поколения. Это предприятие советских времён, которое имело значение скорее для Ленинграда, чем для Петербурга. Если фабрика закроется, то город потеряет не многое. Бренд известен сейчас скорее как историческое достояние. Вряд ли сейчас кто–то отслеживает ситуацию с фабрикой. Закрытие детских магазинов в ТЦ сейчас действительно распространённая история. Однако среди брендов детской одежды далеко не всё реализуется в офлайн–рознице, многое продаётся через онлайн–каналы. Маркетплейсы довольно успешно закрывают потребность людей как во взрослой, так и в детской одежде. На площадках продаются вещи, в том числе российского производства, а также продолжается торговля китайским товаром. К тому же в случае с детской обувью и одеждой значимость бренда уходит на второй план. Обновлять гардероб детям необходимо часто, потому что они быстро вырастают из старых вещей. Цена выходит на первый план, потому что вещь становится ненужной быстрее, чем изнашивается.