Маркетинг – это не профессия, а образ жизни

Я могла бы стать математиком или работать по секретным темам на оборонку – по обоим направлениям предлагали поступать в аспирантуру после окончания «Военмеха». Но я выбрала писать кандидатскую по третьему направлению (менеджмент), что привело меня в конечном итоге в питерский Финэк, где я защитила кандидатскую под руководством классика российского маркетинга д.э.н., проф. Георгия Леонидовича Багиева.

Слова «маркетинг» и «менеджмент» тогда были модными, но большинству непонятными. Понятно было только то, что у них есть потенциал. После аспирантуры по математике в те годы я бы в лучшем случае преподавала в вузе, а с оборонкой в те времена было совсем грустно.

Еще могла бы стать психологом. Думала о получении второго высшего сразу после окончания вуза, но как-то было не до этого, маркетинг в теории (в аспирантуре) и на практике (в консалтинге и потом в реальном бизнесе) увлекли с головой. Но спустя много лет получила два диплома о профпереподготовке по психологии, потому что в маркетинге без нее никуда (мотивация, страхи, модели поведения потребителей – все это во многом про психологию).

А потом был еще диплом по бизнес-коучингу (сертификация ECF), потому что в работе собственниками и топами мало знать, как работает бизнес, нужно знать, как «работает» его верхушка (личные и профессиональные цели, бартеры, страхи, ценности и т.п..).

Еще могла бы быть классным адвокатом. Очень близкая к маркетингу профессия с точки зрения подходов. Я и моя команда постоянно защищаем перед собственниками и топами стратегии, концепции, идеи, цели, новинки, программы и проекты. И это не столько про документы, где все это расписано, сколько про целесообразность и перспективность всего этого.
И еще одна близкая к этому история – я могла бы быть Каменской, как в романах Марининой, или паталогоанатомом.

Все это про поиск причин и обоснование своей позиции/решения. На этом строится весь маркетинг:

80% – это аналитика и исследования и только 20% – это решения и их «упаковка»

В случае Agile-подхода, конечно, может быть и иное соотношение, но все равно без обоснований никуда. Слишком высока цена ошибки – от потери денег до потери бизнеса.

Я давно вышла за рамки маркетинга – сейчас это, если проводить параллель с наймом, полноценный функционал генерального директора крупной компании. В рамках консалтинга это в первую очередь задачи, связанные с маркетингом и стратегическим развитием бизнеса, но они в любом случае всегда задействуются и другие функции.

Например, изменения в маркетинге неизбежно затрагивают закупки, продажи, R&D и производство, а новая стратегия – почти всегда это организационные изменения (прежде всего, огркультура и оргструктура).

В профессии я почти 20 лет и с каждым годом люблю ее все больше. Особенно когда вижу результаты своей работы на полках магазинах, в реализованных проектах, в докладах наших клиентов на мероприятиях, достижении клиентами своих целей и в «сарафанном радио», по которому наши клиенты передают Лаборатория трендов. Маркетинг и стратегия друг другу.

А вообще, как я вижу по своим коллегам, маркетинг – это не профессия, а образ жизни. Как сказал Джейсон Фрайд, автор книги «Rework. Бизнес без предрассудков»:

Все, что вы делаете – маркетинг

Это не только про маркетинг как функцию внутри компании, это и про профдеформацию маркетологов.

Настоящий маркетолог – это большая насмотренность, «нос по ветру» трендов, открытость всему новому, умение переложить «фишки» из одного бизнеса в другой и еще много-много всего. Об этом можно будет прочитать в моей книге, которую я пишу для издательства «МИФ»)))

(из интервью для Alsou Pateeva в TenChat)