Про будущее ритейла и запросы ритейлеров на рынке продуктов питания

Несколько тезисов выступлений спикеров конференции «Кондитерская индустрия» от Издательского дома «Сфера», где Елена Пономарева сегодня выступала и с огромным удовольствием послушала несколько докладов коллег.

Сама я презентовала результаты нашего исследования поведения потребителей на рынке мучных кондитерских изделий.

Про будущее ритейла и запросы ритейлеров (от Академии Ритейла) с моими комментариями, что делать в этой ситуации:

➡ Сегодня бизнес действует в условиях сочетания сразу трех факторов, с которыми одновременно работать он не умеет. Умеет с экономическим кризисом, уже умеет с пандемией, плохо умеет с политическими кризисами, с тремя сразу – опыта нет ни у кого.

Что делать – стратсессии, на которых искать ответы.

➡ В торговые центры потребители все чаще ходят, чтобы найти землю под ногами и получить эмоции, а не для покупок. Непродуктовый офлайн-канал падает из-за падения доходов населения и перетекания потребителей в онлайн.

Что делать – ловить потребителей, у которых остались стабильные доходы, и активнее развивать омниканальность.

➡ Рекламное давление на потребителей упало до минимума из-за ухода мировых брендов, являвшихся ключевыми рекламодателями. Основными каналами коммуникаций на потребительских рынках стали упаковка и маркетплейсы (карточки товаров).

Что делать – учиться маркетингу «по классике» и одновременно с этим внедрять Agile.

➡ В ecom активнее всего растет c2c, пришло время менять мнение об Avito, где появляется все больше новых товаров от производителей, а не от физических лиц.

Что делать – как минимум задуматься.

➡ Будущее продуктового ритейла в ближайшие годы – до 30% займут жесткие дискаунтеры.

Что делать – оптимальную матрицу под сегменты, с которыми работает компания. Это нормально, иметь в ассортименте и премиум, и эконом. Не нормально – не разводить их по брендам и в головах потребителей.

➡ Чего ждут ритейлеры – замену ушедшим брендам на уровне bid idea и новых бестселлеров.

То самое «окно возможностей», о котором я постоянно пишу. Что делаем – заменяем на уровне продукта (аналоги), вкуса, привычек и ценностей. И снова на первый план выходит не только состав продукта и технология производства, а маркетинг.

➡ Усиление конкуренции между ритейлом и HoReCa (ресторанный бизнес). Сети хотят новые готовые продукты, все активнее вступая в межформатную конкуренцию.

Что делать – изучать потребителей, искать идеи, запускать новинки при поддержке сетей.

➡ R&D – наше все! Если вы работаете на рынке МКИ и ХБИ, 7-9 декабря буду рада вас на отраслевой стратсессии (стоимость почти нулевая). Будем вместе решать вопросы изменения ассортиментных матриц и продвижения в 2023 году.

Выводы: пришло время меняться – каналы продаж, ассортиментные матрицы, каналы коммуникаций. И новая роль маркетинга – эффективная «упаковка» продукции (позиционирование, потребительские выгоды и ценности) + прицельные коммуникации, прежде всего, черед дизайны и описание продукции. Иными словами, классные дизайнеры и копирайтеры, делающие wow-эффект на основе ТЗ маркетологов – наше все