Рынок мясных чипсов (комментарий для делового журнала «Моноколь»)
Агрохолдинг «Талина» запустил в Мордовии промышленное производство мясных снеков. Уже в этом году компания намерена стать лидером в этой быстрорастущей продуктовой категории, заняв четверть рынка.
«Мясные снеки – это не продукт первой необходимости, а стоимость качественных изделий довольно высока, что ориентирует производителей прежде всего на потребителей с доходами средними и выше, а также ограничивает спрос в текущей экономической ситуации», – полагает гендиректор компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева. Она подтверждает, что сегмент мясных снеков, как и рынок снеков в целом, развивается, но темпы его роста невысокие, а оценку емкости затрудняет тот факт, что снеки до сих пор остаются не очень понятной с точки зрения классификаторов категорией, иногда их даже относят к более широкой сфере «потребления на бегу» (to go).
По данным BusinesStat, в 2020 году в России было продано 107 тыс. тонн соленых снеков (мясных, рыбных и сырных), а рост категории за последние пять лет составил 8,6%. То есть мясные разновидности добавили к общему потреблению соленых снеков чуть более 2%, и рост спроса двузначными темпами при наличии адекватного предложения теоретически возможен.
По данным «Лаборатории трендов», зарубежных компаний на рынке практически нет. В целом же сегмент мясных снеков хоть и конкурентный, но еще не перешел к этапу ярко выраженных ценовых войн и битв маркетинговых бюджетов, как это бывает на зрелых рынках.
Маркетологи «Талины» провели исследование и выделили две большие целевые группы. Первая группа – подростки и студенты до 25 лет, кому важно сытно перекусить на перемене в учебном заведении, а также геймеры, спортсмены и спортивные фанаты, желающие восполнить силы во время компьютерных игр или подкрепиться после тренировки. Вторая – взрослые люди, потребляющие белковые снеки в качестве закуски к пиву, другим алкогольным напиткам, а также во время вечернего досуга, за просмотром фильмов. Эта категория потребителей постепенно переключается с классических видов снеков, таких как орешки и сыр, на мясные изделия.
В «Лаборатории трендов» полагают, что в итоге рынок мясных снеков пойдет по пути других рынков питания: формировать основу и развивать категорию станут крупные игроки, такие как «Атяшевский», а мелкие будут работать в регионах и создавать свою нишу за счет оригинальных рецептур и немассовых видов мяса.