Что же такое бизнес-модель простыми словами?

Определений бизнес-моделей много, позже расскажу своими словами, что это такое. А пока давайте начнем с определений, потому что хочу написать несколько постов, важно погрузить вас в контекст.

Рекомендую прочитать три указанные ниже книги, но я и без них вам все расскажу))

Александр Остервальдер,автор популярной в России книги «Построение бизнес моделей. Настольная книга стратега и новатора» пишет: «Бизнес модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации. Мы убеждены, что описание любой бизнес модели должно включать девять блоков, которые отражают логику действий компании, направленных на получение прибыли. Эти девять блоков охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании. Бизнес модель подобна стратегическому плану, который претворяется в жизнь через организационные структуры, процессы и системы».

Оливер Гассман в книге «Бизнес модели: 55 лучших шаблонов» считает: «Определяя кто что как почему, бизнес модель дает возможность увидеть цельную картину, из которой понятно, каким образом компания создает и наращивает стоимость. Коротко говоря, бизнес модель определяет, кто ваши клиенты, что вы продаете, как формируете предложение, и почему ваш бизнес приносит прибыль. Кто что как почему описывает бизнес модель, в которой первые два компонента (кто и что) относятся к внешним аспектам, а вторые два (как и почему) – к внутренним измерениям».

А в мировом бестселлере «Стратегия голубого океана» авторы утверждают: «Истинные озарения в области стратегии голубого океана редко проистекают из простого прогнозирования самой тенденции. Наоборот, они основывается на понимании того, как тенденция повлияет на ценность для клиентов и на бизнес модель компании. Видя перспективу от ценности, которую рынок предлагает сегодня, до ценности, которую он может предложить завтра, менеджеры могут активно формировать свое будущее и претендовать на создание голубых океанов».

Итого, что же такое бизнес-модель простыми словами? 

Если совсем кратко – то, как и за счет чего компания зарабатывает

В своей книге «Trendwatching. Как найти идеи для создания развития бизнеса» (скачать) давала такое определение: это такой способ создания или развития бизнеса, который позволит компании достигать устойчивых стратегических конкурентных преимуществ и увеличивать свою капитализацию (стоимость) за счет гибкого реагирования на тренды и изменения в моделях потребительского поведения.

То есть, бизнес-модель – это:

•  Кто мы?

•  На основе чего мы?

•  Куда мы идем?

•  Как мы идем?

•  Что и кто нам помогают идти?

•  Что и кто нам мешают идти?

•  В чем наше отличие от других компаний?

И все это не виде трактата, а одной большой схемы на доске или листе флипчарта. Показать не могу, только издалека, потому если что-то и есть коммерческая тайна, то это как раз бизнес-модель. Конечно, анализируя компанию, можно понять, какая у нее бизнес-модель. Но, не зная деталей и базиса, повторить успех невозможно.