В рубрике #будниСЕОконсалтинга
В рубрике #будниСЕОконсалтинга (сегодня за кофе ее придумала) буду писать про консалтинг как бизнес изнутри моими глазами как ГД «Лаборатории трендов» (https://t-laboratory.ru/)
За последнюю неделю пришли три запроса на проекты со стоимостью до 100 тыс. руб. Все проекты с точки зрения ценности для бизнеса важные – даже системообразующие. Два на разработку позиционирования и один на аудит ценностного предложения для клиентов
Разговаривая с теми, кто предлагает включиться проекты, объясняю, что фактическая стоимость в разы больше. Это глубокая работа: анализ потребителей, рынков, конкурентов, трендов, аудит маркетинга и выход на гипотезы. Или сразу планы, что нужно сделать, улучшить, запустить и т.д.
Выясняется, что взяли контракт на субподряде, теперь ищут своих субподрядчиков. То есть цепочка: клиент; первая консалтинговая компания, которая взяла проект и отдает его второй консалтинговой компании; вторая ищет руки
А руки кто? Студенты или фрилансеры, которым нужны деньги или портфолио, поэтому они готовы работать дешево и быстро. Качественно бывает, но это 10% из 100. Некоторые внезапно уходят в туман или лепят «хрень», которую клиенты не принимают
Логичный вопрос: зачем брали, если большой объем работы, который не делается левой ногой? «Ну так получилось…» Перевожу: думали, что справимся, но не смогли; нужны деньги, а клиентов нет; думали, что клиент не поймет, что сделаем не очень
Что с точки зрения клиентов?
В большинстве случаев клиент не знает, кто именно будет делать проект. И даже в лучшие времена «большой четверки» в России большой объем работы делался студентами и молодыми специалистами. Генерили идеи и писали заключения эксперты, ручная работа – на молодежи. И вы понимаете, что 90% из них делают поверхностно. Не потому, что глупые, а потому нет хватает знаний, опыта и насмотренности
А за всем этим стоят деньги клиентов, потраченные на проект и на будущее бизнеса. Потому что клиенты приходят, не потратить деньги, а чтобы стало лучше. Выросли продажи, укрепилось положение на рынке, повысилась эффективность и т.д.
И все эти мечты о светлом будущем отдаются фрилансерам и студентам. То есть самая ценная часть бизнеса и ее нематериальный актив (в этих случаях базисы брендов и ценностное предложение), на основе которых выстраивается все остальное – продажи, продвижение, производство и т.д.
Хорошо, если со стороны консалтинговой компании допишут, доработают, уберут нестыковки и усилят. Но…
Дальше на практике происходит следующее:
- Клиент недоволен и могут быть досудебные претензии. Я уже не раз писала неофициальные заключения по поводу качества проектов консалтинга. Всегда клиент оказывался прав((
- Или документы, которые ложатся в стол и которые потом начинают переделывать другие, пришедшие за теми, кто это все сделал
Получается, пока мы коллегам из консалтинга (рынок консалтинга) не можем донести до клиентов, что:
• Маркетинг – это инвестиция в развитие бизнеса. Написанные студентам и фрилансерами результаты аудита или бренд-платформы – это на уровне нейросетей, да иногда и хуже
• Экономия приводит к тому, что приходится платить и переплачивать. Не раз мы заходили к клиентам 3 или 4 консалтинговой компанией на одну и ту же задачу
• Подрядчик с подрядчиком и с подрядчиком («консалтинговая матрешка») – это доказательство низкой квалификаций консалтинга в России в целом
Сегодня была встреча с клиентом. Мы с нашим руководителем проектов Наташей Маланиной прямо говорили, что обе сами будем работать над стратегией, понимая, какие высокие ставки на нее делает собственник. Это включено в стоимость. И защищать эту стратегию перед собственником буду лично я, а я еще ни разу за 20 лет в консалтинге (он всегда был и параллельно с наймом) не слышала от клиентов «Не верю, все фигня!»
✔️ Если вы на стороне клиента (заказчика), я надеюсь, что вы будете тщательнее выбирать консультантов
Я ни в коей мере не говорю, что все плохо, но описанные перегибы – пока реалии российского рынка. Но мы будем это менять, обещаю
Если рубрика нравится, жду сердечки. Смирилась, что пересылок постов больше, чем лайков, но все равно мне приятно))