Текущая ситуация на рынке внутреннего туризма (эфир для проекта Rent-a-part)
Вчера провела эфир с Татьяной Дроздовой, основателем сервиса для аренды жилья Rent-a-Part. Говорили о текущей ситуации во внутреннем туризме и трендах.
Начнем с текущей ситуации (итоги 2022 года):
Данные АТОР: за 2022 год внутри России совершено более 61 млн турпоездок (+7% к показателю 2021 года)
Турпоток (организованный и самостоятельный) по итогам 2022 года:
• Московская область – 22 млн (+57%)
• Москва – свыше 18 млн (+7%)
• Краснодарский край – 17 млн (+3%)
• Санкт-Петербург – 8,1 млн (+32%)
• Крым – 6,5 млн (-32%)
• Казань – 3,3 млн (+11%)
• Тюменская область – 3,3 млн (+13%)
• Приморье – 3 млн (+7%)
• Ставропольский край (Кавминводы) – 1,5 млн (+20%)
• Республика Алтай – 2,1 млн (+7%)
• Дагестан – 2 млн (+100%)
• Калининград – 1,8 млн (-5%)
• Свердловская область – 1,8 млн (+12%)
• Тульская область – 1,52 млн (+16%)
• Иркутская область – 1,5 млн (+30%)
В целом ситуация с внутренним туризмом:
Продолжает расти доля бронирований отдыха в «домашнем» или сопредельном регионе, на фоне нестабильной ситуации сокращается количество дальних поездок (растет автомобильный туризм).
Спрос на люксовый отдых, отели 5* и систему «все включено» в России стабильно растет – при этом на рынке наблюдается дефицит таких объектов во всех основных курортных регионах.
Глубина бронирования остается, на фоне общей ситуации, небольшой – 1-1,5 месяца как максимум. Пика раннего бронирования на 2023 год туроператоры ожидают в феврале 2023 года.
В Ростуризме (2022) отмечают устойчивую тенденцию – короткие поездки на 2—3 дня в города России. По данным ВЦИОМ (2022), 17% россиян считают это лучшим способом провести выходные.
По данным ВЦИОМ (2022), более 90% респондентов планируют отдых по России самостоятельно (без обращения к туроператорам). При этом большинство или откладывают деньги на отпуск, или могут оплачивать поездки в рамках текущих расходов.
По данным Ростуризма, среди познавательных городских поездок летом 2022 года лидировали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, исторические города Золотого кольца и Русского Севера.
По данным исследования Bernstein, Россия входит в число мировых лидеров по потенциалу внутреннего туризма, он недооценен более чем на 20 млрд долл.
Согласно ВЦИОМ (лето 2022), почти каждый второй россиянин за последние пять лет хотя бы раз проводил отпуск в других регионах России (48%, +6 п.п. за год). Наибольший интерес к внутреннему туризму демонстрируют молодые люди 18–34 лет (18-24 лет – 59%, 25-34 лет – 60%) и жители обеих столиц (71%).
По итогам лета 2021 года (ВЦИОМ), на отдыхе (внутренний туризм) россиянам больше всего понравились красивая природа, а также активный отдых и новые впечатления, хорошая погода и теплое, чистое море.
Больше всего на отдыхе в России нашим согражданам не понравились высокие цены и отсутствие инфраструктуры.
Оценивая по десятибалльной шкале, с какой вероятностью наши сограждане порекомендуют отдых в России своим друзьям и знакомым, россияне в среднем поставили 8 баллов.
Основные стереотипы: за границей лучше, дорого при плохой инфраструктуре, скучно, «отдых – это только море» и т.п.
Россияне меньше готовы экономить на ресторанах, чем на проживании (СПб, лето 2022)