Динамика российского экспорта и импорта (комментарий для журнала CITYMAGAZINE)

Россия традиционно является экспортером сырьевых товаров, занимая на мировом рынке лидирующие позиции по многим направлениям. На долю продукции топливно-энергетического комплекса в 2017 году приходилось 59,2% российского экспорта (из них 26,1% – на сырую нефть, на природный газ – 10,7%), металлы и изделия из них – 10,4%, машины, оборудование и транспортные средства – 7,9%, продукцию химической промышленности – 6,7%, древесину и целлюлозно-бумажные изделия – 3,3%, производственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8% (из них на зерновые приходится 2,1%).

Ситуация с импортом иная – на импорт машин, оборудования и транспортных средств в 2017 году приходилось 48,6%, производственные товары и сельскохозяйственное сырье для них производства – 12,7%, продукцию химической промышленности – 17,7%.

Данные по экспорту по кодам ТН ВЭД (млрд. долл.) – другая группировка, выше данные Росстата, а это таможня, но тенденции одни и те же

Группа товара 2017 Доля в экспорте 2016 Доля в экспорте Изменение 2017/2016
01 : Продукты животного происхождения 4,09 1,1% 3,51 1,3% 16,5%
02 : Продукты растительного происхождения 9,08 2,5% 7,05 2,5% 28,8%
03 : Жиры и масла 2,66 0,7% 2,18 0,8% 22,0%
04 : Пищевые продукты, напитки, табак 4,67 1,3% 4,03 1,4% 15,9%
05 : Минеральные продукты 178,4 50,0% 134,9 48,5% 32,2%
06 : Продукция химической промышленности 16,6 4,7% 13,7 4,9% 21,2%
07 : Пластмассы, каучук и резина 5,85 1,6% 4,64 1,7% 26,1%
08 : Изделия из кожи и меха 0,285 0,1% 0,256 0,1% 11,3%
09 : Древесина и изделия из нее 7,75 2,2% 6,48 2,3% 19,6%
10 : Книги, бумага, картон 3,92 1,1% 3,23 1,2% 21,4%
11 : Текстиль 0,823 0,2% 0,658 0,2% 25,1%
12 : Обувь, головные уборы, зонты и др. 0,183 0,1% 0,175 0,1% 4,6%
13 : Изделия из камня, керамики и стекла 1,35 0,4% 1,08 0,4% 25,0%
14 : Драгоценности 10,7 3,0% 8,87 3,2% 20,6%
15 : Металлы и изделия из них 38,2 10,7% 29,5 10,6% 29,5%
16 : Машины, оборудование и аппаратура 12,6 3,5% 10,4 3,7% 21,2%
17 : Транспорт 4,85 1,4% 3,58 1,3% 35,5%
18 : Инструменты и аппараты, часы 1,85 0,5% 1,41 0,5% 31,2%
19 : Оружие и боеприпасы   0,0%   0,0%  
20 : Разные промышленные товары 0,986 0,3% 0,691 0,2% 42,7%
21 : Произведения искусства и антиквариат 0,0062 0,0% 0,008 0,0% -22,5%
22 : Скрытый раздел 51,9 14,5% 41,9 15,1% 23,9%
Итого: 356,8 100,0% 278,2 100,0% 28,2%

 

Данные по импорту по кодам ТН ВЭД (млрд. долл.) – другая группировка, выше данные Росстата, а это таможня, но тенденции одни и те же

Группа товара 2017 Доля в импорте 2016 Доля в импорте Изменение 2017/2016
01 : Продукты животного происхождения 7 2,9% 5,66 3,0% 23,7%
02 : Продукты растительного происхождения 10,7 4,4% 9,16 4,9% 16,8%
03 : Жиры и масла 1,2 0,5% 1,09 0,6% 10,1%
04 : Пищевые продукты, напитки, табак 9,44 3,9% 8,35 4,5% 13,1%
05 : Минеральные продукты 4,36 1,8% 2,97 1,6% 46,8%
06 : Продукция химической промышленности 27,7 11,4% 23,2 12,4% 19,4%
07 : Пластмассы, каучук и резина 12,1 5,0% 10,2 5,5% 18,6%
08 : Изделия из кожи и меха 1,09 0,5% 0,808 0,4% 34,9%
09 : Древесина и изделия из нее 0,691 0,3% 0,629 0,3% 9,9%
10 : Книги, бумага, картон 2,86 1,2% 2,7 1,4% 5,9%
11 : Текстиль 9,92 4,1% 8,3 4,4% 19,5%
12 : Обувь, головные уборы, зонты и др. 3,24 1,3% 2,49 1,3% 30,1%
13 : Изделия из камня, керамики и стекла 2,47 1,0% 2,07 1,1% 19,3%
14 : Драгоценности 0,548 0,2% 0,423 0,2% 29,6%
15 : Металлы и изделия из них 15,1 6,2% 11,1 5,9% 36,0%
16 : Машины, оборудование и аппаратура 69,4 28,7% 56,5 30,3% 22,8%
17 : Транспорт 23,8 9,8% 17,8 9,5% 33,7%
18 : Инструменты и аппараты, часы 6,45 2,7% 5,45 2,9% 18,3%
19 : Оружие и боеприпасы   0,0%   0,0%  
20 : Разные промышленные товары 5,62 2,3% 4,51 2,4% 24,6%
21 : Произведения искусства и антиквариат 20,8 8,6% 6,5 3,5% 220,0%
22 : Скрытый раздел 7,61 3,1% 6,76 3,6% 12,6%
Итого: 242,1 100% 186,7 100% 29,7%

Сравнение показателей экспорта и импорта подтверждает сырьевую направленность российской внешней торговли, в то время как импорт – это не только сырье, но и продукты его переработки (продукты питания, оборудование, техника, автомобили и т.п.), а также продукция, в силу климатических особенностей в России не производимая или не растущая, например, бананы, оливковое масло и др. Доля потребительских товаров, отправляемых на экспорт, невелика, это преимущественно продукты питания.

В отличие от США и европейских стран, в России на долю обрабатывающей промышленности приходится небольшой объем поставок, тогда как экономически более выгодным с точки зрения добавленной стоимости является экспорт продуктов средней и глубокой переработки, например, не зерна, а муки.

Причины такой ситуации в следующем:

  1. сырьевая направленность экспорта сформировалась во второй половине 20 века после существенного роста цен на нефть, когда за счет экспорта стало выгодно формировать бюджет страны;
  2. распад СССР и переход страны от плановой к рыночной экономике привел к изменению структуры экспорта, который стал менее диверсифицированным – на фоне активного развития развитых и развивающихся стран часть советской (российской) продукции стала неконкурентоспособной, а часть традиционных рынков сбыта была потеряна за счет их переключения на других поставщиков. До распада СССР в развитые страны поставлялось преимущественно сырье, именно в развивающиеся страны шел основной объем экспорта оборудования и готовой продукции (например, продукции легкой промышленности).

Сегодня экспорт начал медленно двигаться в сторону диверсификации, прежде всего, за чет транспортного машиностроения и высокотехнологичной продукции (например, радиоэлектронной отрасли), а также информационных технологий. Кроме того, большой потенциал роста у российской пищевой промышленности и агропромышленного комплекса, стимулом для чего является рост самообеспеченности страны, в результате чего излишки внутреннего производства идут на экспорт, как например, в случае с производством куриного мяса. Ограничения в расширении экспорта в данной сфере связаны, прежде всего, с необходимостью приведения ветеринарных норм (законодательства) в соответствие с требованиями стран-импортеров (например, Китая и ЕС, где одни из наиболее жестких требований).

На развитие экспорта повлияли и санкции, которые стимулируют импортозамещение и разработку российскими предприятиями новых технологий и продукции, которая становится интересна не только российским, так и зарубежным покупателям (физическим и юридическим лицам).

Кроме того, анализ экспорта позволяет говорить о росте экспорта из России продукции, произведенной локализованными площадками зарубежных компаний. Например, такая ситуация характерна для пищевой промышленности.

Также можно выделить следующие барьеры:

  • неконкурентоспособные цены в некоторых отраслях, особенно по сравнению с китайскими производителями;
  • низкая конкурентоспособность в некоторых сферах экономики по причине слабого развития НИОКР, в том числе, из-за низкого уровня поддержки со стороны государства;
  • в большинстве отраслей, не являющихся ключевыми экспортерами, развитие экспортного направления не является приоритетным, кроме того, слабо проработаны законодательные вопросы, связанные с экспортом продукции, или же действуют устаревшие правила;
  • в России экспортную деятельность ведут всего около 10% предприятий обрабатывающей промышленности, тогда как, например, в некоторых отраслях в странах Европы этот показатель достигает 50%;
  • отсутствие сильных брендов (имен), кроме тех, которые уже представлены на экспортном рынке, которые могли бы привлечь внимание зарубежных покупателей. Если зерно, водка и икра, традиционно ассоциирующиеся с Россией – это сами по себе национальные «бренды», то известных торговых брендов не так много во всех сферах экономики. Формирование всемирно известного бренда (имени), заслуживающего доверие, в b2b или b2c-сферах – это длительная история или вопрос, требующий, чтобы гарантом выступало государство или признанный в мире участник рынка;
  • сложности выхода на международный рынок средних и малых игроков, найти которым клиентов крайне сложно даже при условии качества, не уступающего, а иногда превышающего аналоги (необходимо решать данный вопрос через их интеграцию);
  • отсутствие государственной политики на мировом уровне, направленной на формирование известности российской продукции в целом. В том числе, небольшое количество конгрессно-выставочных мероприятий, но их количество растет, а также создан несырьевой бренд «Сделано в России» (Made in Russia), продвигаемый на государственном уровне;
  • технические и законодательные сложности при экспортных операциях. По данным исследования Аналитического центра при правительстве РФ (2018, больше всего проблем у российских экспортеров вызывают оформление и доставка товаров (соответственно 27,6% и 18,9% экспортеров), валютный контроль и налоговое администрирование (18,7%). При этом большинство экспортеров (78%) считают, что условия ведения экспортной деятельности за прошлый год не изменились или улучшились. Лишь 14% отмечают, что условия ухудшились;
  • большая часть экспорта по многим направлениям приходится на страны бывшего СССР, страны ЕАЭС, АТЭС и Китай.

Для развития нужно продолжать наращивать объемы в тех сферах, где позиции России сильны (например, на мировом рынке зерна или растительного масла), одновременно с этим усиливая относительно новые направления (например, упомянутое выше мясо птицы или сахар). Интерес представляет рынок сельскохозяйственной техникой, которая вполне конкурентоспособна и развивается, в том числе, за счет государственной поддержки кластеров (например, Сибирский или Алтайский кластер).