Ключевые тренды в сфере ритейла 2023

Основной нарастающий тренд – смещение ритейла в онлайн.

  1. Продолжающееся активное смещение продаж в онлайн благодаря «тест-драйвам» обеими сторонами (продавцами и покупателями) онлайн-каналов продаж во время пандемии
  2. Продолжающий рост доли продуктов питания в обороте онлайн-ритейла (e-grocery). По итогам 2022 года на онлайн приходилось 3% от оборота розничной торговли продовольствием, прогноз на 2023 год – 4,2%
  3. Рост формата хард-дискаунтеров («Светофор», «Чижик» и др.) в сегменте продовольственной розницы под влиянием снижения покупательной способности населения – в ближайшие годы именно этот формат станет основным драйвером традиционной розницы
  4. Продолжающийся закат эпохи гипермаркетов под влиянием развития онлайн-ритейла и желания потребителей сэкономить время. В апреле 2023 года X5 Retail Group сообщил о закрытии последнего гипермаркета сети «Карусель»
  5. Потребители все чаще выбирают место совершения покупки в зависимости от ситуации (срочно, спонтанно, с долгим выбором, по плану и др.), что требует от ритейлеров омниканальности и максимальной интеграции в жизнь потребителей
  6. С развитием мини-маркетов и хард-дискаунтеров с небольшими площадями полка (полочное пространство) становится все уже, а количество брендов на ней меньше. Широкий выбор товаров и брендов активно перетекает в онлайн (прежде всего, в маркетплейсы), где виртуальная полка становится все шире и глубже
  7. Начинающееся активное смещение рекламных и маркетинговых активностей производителей и продавцов потребительских товаров из соцсетей в маркетплейсы, уже ставшие полноценной рекламной площадкой, и на c2c-площадки (customer-to-customer, например, Avito), куда активно перетекают потребители в поисках выгодных предложений
  8. Рост интереса к «вторым рукам» приводит к новому витку развития с2с-площадок, появлению разделов Resale на маркетплейсах и растущим с2с-продажам через соцсети
  9. Освоение производителями c2c-площадок, на которых становится все больше покупателей, что дает толчок к развитию направления новых товаров на этих площадках. У маркетплейсов и с2с-площадок появляется все больше пересечений
  10. Появление на маркетплейсах крупногабаритных товаров (мебель, бытовая техника и др.). Этот онлайн-канал продаж распространяет свое влияние уже почти на все категории потребительских товаров
  11. Все чаще потребители начинают поиск товаров не в поисковиках, а на маркетплейсах. Влияние этого канала практически на все потребительские рынки будет усиливаться
  12. Появление нишевых макретплейсов с узкой экспертизой (специализацией)
  13. Рост доли СТМ в ассортименте ритейлеров при одновременном выходе в этот формат маркетплейсов. Например, в ассортименте сети хард-дискаунтеров доля СТМ будет доведена до 60%. Для потребителей СТМ дают денежную выгоду, для ритейлеров – возможность еще глубже закрепиться на рынке и в кошельках потребителей
  14. Ценовые и промо-активности ритейлеров будут оставаться одними из самых действенных маркетинговых инструментов
  15. Активизация social selling (продажи через соцсети и мессенджеры) – потребители хотят покупать там, где они регулярно бывают и где им удобно
  16. Нерадужные перспективы торговых центров из-за серьезного падения трафика – снижение популярности кинотеатров из-за потери лицензий на фильмы, уход крупных якорных арендаторов, уход зарубежных брендов, традиционно генерировавших трафик, и смещение продаж в онлайн. Торговым центрам требуется серьезно пересматривать свои бизнес-модели и спектр предлагаемых услуг
  17. От традиционного ритейла потребители все чаще ждут дополнительных услуг и нового интересного опыта, например, коллаборации ритейла и кофеен
  18. Рост важности качества текстового, фото- и видео-контента и инфографики для онлайн-канала продаж (в т.ч. карточки маркетплейсов) – для онлайна это еще важнее, чем для обычного ритейла, поскольку здесь потребители покупают только глазами, не имея возможности потрогать или примерить товар
  19. Рост важности отзывов, которые уже стали одним из ключевых критериев принятия решения о покупке, и причинами неудовлетворенности потребителей
  20. Рост количества коллабораций игроков из смежных рынков (например, магазин мебели и магазин товаров для дома), позволяющих обмениваться аудиторией и делить между собой маркетинговые и рекламные затраты
  21. Снижение интереса потребителей к трансграничной торговле (к зарубежным интернет-магазинам) из-за желания получать товары не через несколько недель или даже дней, а как можно скорее

(*на основе исследования «Лаборатории трендов» с использованием открытых источников информации и работы в рамках наших клиентских проектов)