Франчайзинг в России: немного результатов нашего исследования
Первый раз с франшизами я столкнулась при работе с «АЛАДУШКИН Групп». Смотрели эту сферу, чтобы понять, какой в среднем устанавливается % за право владения брендом, а не для целей запуска франшизы.
Тогда в начале 2010 года франчайзинг казался чем-то непонятным, проектов на рынке было мало, сфера только начинала развиваться. Мы по традиции отстаем от зарубежных рынков, особенно от США, где франшизы появились еще в 19 веке.
Во второй раз во франшизы погрузилась 1,5 года назад, когда клиент задумался о запуске этой бизнес-модели. Тогда посмотрели рынок и поняли, что в принципе можно, но конкуренция конкретно на этом рынке уже очень большая – работает много сильных игроков, порог входа для новых игроков невысокий, франшиз все больше. Пока еще можно было запрыгнуть в последний вагон.
В третий – недавно закрыли проект с исследованием и предложениями по расширению ассортимента для одной из самых известных мировых франшиз (не уходит с российского рынка).
По итогам можем сказать, что за 1,5 года эта сфера буквально взлетела, причём именно за счет российских, а не зарубежных брендов.
Пандемия дала толчок для развития этой бизнес-модели, при этом привела к изменениям в расстановке сил:
• появилось больше недорогих франшиз, предлагающих недорогие товары и услуги
• онлайн летит впереди планеты всей – море новых франшиз, в том числе, в слабо развитом в нашей стране сегменте бизнес-услуг
• общепит сохраняет лидерство, смещаясь в сторону to go и доставки, при этом, в ближайшие 100 лет McDonald’s вряд ли подвинется с мирового лидерства (поэтому неудивительно, что именно этот бренд не уходит из новостей уже несколько недель)
• медицина и образование серьезно выросли во время пандемии, но конкуренция уже очень высокая, нужно отстраиваться от конкурентов
• начали предлагать франшизы компании, которые ранее об этом не думали, а теперь поймали волну (например, франшизы в креативной индустрии)
• много франшиз-«пустышек» из категории «ни о чем», но по низкой цене, а также попыток сделать франшизу, т.е. слабо упакованных, хотя и интересных проектов
• гибкость выходит на первый план
• рост требований к франшизам при их выборе – все хотят минимизировать риски
В целом хорошее время для запуска франшиз на основе успешного бизнеса и для покупки франшизы. В первом случае важна хорошая маркетинговая «упаковка», во втором – четкое понимание, что франшиза – это бизнес по правилам, а не собственный бизнес, где можно все.
Кроме того, франшиза – хороший способ попробовать силы в конкретной сфере. Есть немало кейсов, когда из франшизы берут лучшее и затем запускают свой бизнес. Который затем тоже может стать франшизой!
И да, происходящее нельзя не учитывать и рынок будет чиститься. Но бизнес-модель, которой уже больше века, показала свою эффективность.