Тенденции на рынке розничной торговли в 2018 году (статья для журнала «Управление магазином», №5/2018)
Рынок розничной торговли начинает медленное восстановление после кризиса (рис. 1). Несмотря на превышение показателей 2013 года в 2017 году, нельзя говорить о том, что рынок вышел на докризисный уровень, поскольку в оборот, начиная со второй половины 2013 года, заложен инфляционный рост, изменения курсов валют, а также рост цен на продукты питания под влиянием санкций и запуска программы импортозамещения.
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли, млрд. руб. (данные Росстата)
Основной рост оборота по указанными причинам пришелся на первые два кризисных года (вторая половина 2013 и 2017 год). Затем произошло замедление темпов роста в 2015-2016 годах. В 2017 году продажи начали расти уже под влиянием восстановления спроса, о чем свидетельствует изменение структуры оборота розничной торговли (рис. 2).
Рис. 2. Структура оборота розничной торговли по видам реализуемой продукции, млрд. долл. (данные Росстата)
В докризисном 2012 году на долю непродовольственной розницы приходилось 53,4% оборота розничной торговли. Под влиянием кризиса, сопровождающегося ростом цен и нестабильностью доходов населения, потребители начали смещать свои расходы в сторону продуктов питания, вследствие чего к 2016 году доля непродовольственной розницы упала на 2 п.п. В 2017 году рост составил +0,2 п.п. к предыдущему году.
Динамика оборота розничной торговли при одновременном росте структурной доли торговли непродовольственными товарами, а также изменения, происходящие на потребительских рынках, позволяют сделать вывод о постепенном переходе населения со сберегательной модели, которая сформировалась под влиянием кризиса, к потребительской. Потребители вздохнули немного свободнее и не только начали тратить сбережения, но и активнее расходовать поступающие доходы не только на продукты питания, но и на непродовольственные товары.
Одновременно с этим кризис привел к появлению так называемого рационального потребителя, стремящегося сохранить объем потребления, не увеличивая затрат. Несмотря на ослабевание кризисного влияния, такое поведение потребителей прочно закрепилось на рынке, существенно снижая доходность ведения бизнеса. В некоторых товарных категориях до 50% розничного оборота делается сегодня только за счет скидок и акций, а потребители уже не хотят отказываться от возможности купить дешевле. По оценкам, охотниками за скидками» являются более 20% населения.
Также нужно отметить, что происходит смещение оборота с рынков в сторону организованной розницы (торговых организаций), что отражено на рис. 3.
Рис. 3. Структура оборота розничной торговли по местам продаж, млрд. долл. (данные Росстата)
Доля рынков с 2012 года сократилась на 4,1 п.п., сокращение происходило и во время кризиса. Это связано, прежде всего, с продолжающейся экспансией торговых сетей, концентрация которых в некоторых городах уже достигает 80%, вытесняющих рынки за счет более широкого ассортимента и более низких цен, достигаемых за счет бОльших оборотов (особенно в дискаунтерах).
Кроме того, потребители уже привыкли к формату «у дома», для которого рынки не являются конкурентами в силу разных моделей совершения покупок, а также они не предлагают круглосуточный режим работы, что крайне важно для современных потребителей, занятость которых растет с каждым днем.
Конкуренцию продуктовым рынкам составляют, прежде всего, гипермаркеты с точки зрения совершения «больших» покупок (покупки на неделю или под мероприятие), а также «фермерские» магазины как места совершения покупки свежего мяса, молока и рыбы, которые ранее тесно ассоциировались именно с рынками. При этом часто цены в магазинах ниже цен на рынке в силу больших оборотов. Рынки продолжают пользоваться интересом у потребителей в городах с мало развитой розницей, а также в случае, если они имеют удобную транспортную или пешую доступность. Также именно на рынках до сих пор сохраняется другая модель «продавец – покупатель». Несмотря на то, что на многих рынках давно устанавливаются фиксированные цены, иногда остается возможность поторговаться, а наличие своего «честного» продавца может являться ключевым аргументом в пользу покупки продуктов на рынке.
Популярность сохраняют сезонные рынки, расположенные в местах массового скопления людей (например, около метро) или в спальных районах, где многие предпочитают покупать фрукты и овощи. По мнению потребителей, торговые сети в большинстве своем не могут обеспечить высокое качество этой категории продукции, что нивелирует их ценовое преимущество перед рынками и приводит к частичному смещению спроса из торговых точек на «улицу».
Если же говорить о вещевых рынках, то с появлением сетей и торговых центров, они также начали терять свои преимущества, не обладая тем же уровнем комфорта и качеством предлагаемых товаров и обслуживания, а также все чаще не имея возможности конкурировать с ценами, предлагаемыми сетями, закупающими продукцию в тех же странах (прежде всего, Китай) или реализующими эффект масштаба при российском производстве, что недоступно большим продавцам.
Меняющиеся модели потребительского поведения на фоне изменений во внешней среде приводят к тому, что торговые центры, сети и независимые магазины также должны иначе выстраивать свою маркетинговую и коммуникационную политику, ориентируясь уже не сколько на непосредственно продажи, сколько на формирование уникального customer experience (потребительского опыта).
- Постоянная «охота за скидками» требует от торговых центров необходимо предложения своим покупателям не только сезонных акций, но и дополнительных мероприятий совместно с арендаторами, которые стимулируют активность потребителей именно на основе цены.
- Болевая точка ритейлеров – это шоуруминг, когда потребители совершают «холостые» визиты в магазины с целями отследить модные тренды или просто приятно провести время, выпив кофе на фуд-корте. Покупка может быть совершена позже, но, если есть возможность, с большой вероятностью потребитель приобретет такой же или аналогичный товар в интернет-магазине, где цена будет ниже. В последнее время шоуруминг и вебруминг, предполагающий поиск информации о товарах и их выбор в интернете с последующей покупкой в магазине, идут рука об руку, поэтому рознице выгодно работать в смешанном формате, предлагая своим покупателям возможность приобрести товары как в точках продаж, так и в интернет-магазинах на своих сайтах.
Полную версию статьи можно получить, отправив запрос на почту, указанную справа над календарем на этой странице или на главной странице сайта.