Ключевые тренды в сфере ритейла 2023
Основной нарастающий тренд – смещение ритейла в онлайн.
- Продолжающееся активное смещение продаж в онлайн благодаря «тест-драйвам» обеими сторонами (продавцами и покупателями) онлайн-каналов продаж во время пандемии
- Продолжающий рост доли продуктов питания в обороте онлайн-ритейла (e-grocery). По итогам 2022 года на онлайн приходилось 3% от оборота розничной торговли продовольствием, прогноз на 2023 год – 4,2%
- Рост формата хард-дискаунтеров («Светофор», «Чижик» и др.) в сегменте продовольственной розницы под влиянием снижения покупательной способности населения – в ближайшие годы именно этот формат станет основным драйвером традиционной розницы
- Продолжающийся закат эпохи гипермаркетов под влиянием развития онлайн-ритейла и желания потребителей сэкономить время. В апреле 2023 года X5 Retail Group сообщил о закрытии последнего гипермаркета сети «Карусель»
- Потребители все чаще выбирают место совершения покупки в зависимости от ситуации (срочно, спонтанно, с долгим выбором, по плану и др.), что требует от ритейлеров омниканальности и максимальной интеграции в жизнь потребителей
- С развитием мини-маркетов и хард-дискаунтеров с небольшими площадями полка (полочное пространство) становится все уже, а количество брендов на ней меньше. Широкий выбор товаров и брендов активно перетекает в онлайн (прежде всего, в маркетплейсы), где виртуальная полка становится все шире и глубже
- Начинающееся активное смещение рекламных и маркетинговых активностей производителей и продавцов потребительских товаров из соцсетей в маркетплейсы, уже ставшие полноценной рекламной площадкой, и на c2c-площадки (customer-to-customer, например, Avito), куда активно перетекают потребители в поисках выгодных предложений
- Рост интереса к «вторым рукам» приводит к новому витку развития с2с-площадок, появлению разделов Resale на маркетплейсах и растущим с2с-продажам через соцсети
- Освоение производителями c2c-площадок, на которых становится все больше покупателей, что дает толчок к развитию направления новых товаров на этих площадках. У маркетплейсов и с2с-площадок появляется все больше пересечений
- Появление на маркетплейсах крупногабаритных товаров (мебель, бытовая техника и др.). Этот онлайн-канал продаж распространяет свое влияние уже почти на все категории потребительских товаров
- Все чаще потребители начинают поиск товаров не в поисковиках, а на маркетплейсах. Влияние этого канала практически на все потребительские рынки будет усиливаться
- Появление нишевых макретплейсов с узкой экспертизой (специализацией)
- Рост доли СТМ в ассортименте ритейлеров при одновременном выходе в этот формат маркетплейсов. Например, в ассортименте сети хард-дискаунтеров доля СТМ будет доведена до 60%. Для потребителей СТМ дают денежную выгоду, для ритейлеров – возможность еще глубже закрепиться на рынке и в кошельках потребителей
- Ценовые и промо-активности ритейлеров будут оставаться одними из самых действенных маркетинговых инструментов
- Активизация social selling (продажи через соцсети и мессенджеры) – потребители хотят покупать там, где они регулярно бывают и где им удобно
- Нерадужные перспективы торговых центров из-за серьезного падения трафика – снижение популярности кинотеатров из-за потери лицензий на фильмы, уход крупных якорных арендаторов, уход зарубежных брендов, традиционно генерировавших трафик, и смещение продаж в онлайн. Торговым центрам требуется серьезно пересматривать свои бизнес-модели и спектр предлагаемых услуг
- От традиционного ритейла потребители все чаще ждут дополнительных услуг и нового интересного опыта, например, коллаборации ритейла и кофеен
- Рост важности качества текстового, фото- и видео-контента и инфографики для онлайн-канала продаж (в т.ч. карточки маркетплейсов) – для онлайна это еще важнее, чем для обычного ритейла, поскольку здесь потребители покупают только глазами, не имея возможности потрогать или примерить товар
- Рост важности отзывов, которые уже стали одним из ключевых критериев принятия решения о покупке, и причинами неудовлетворенности потребителей
- Рост количества коллабораций игроков из смежных рынков (например, магазин мебели и магазин товаров для дома), позволяющих обмениваться аудиторией и делить между собой маркетинговые и рекламные затраты
- Снижение интереса потребителей к трансграничной торговле (к зарубежным интернет-магазинам) из-за желания получать товары не через несколько недель или даже дней, а как можно скорее
(*на основе исследования «Лаборатории трендов» с использованием открытых источников информации и работы в рамках наших клиентских проектов)