Тенденции развития российской пищевой промышленности (для журнала «Бизнес столицы»)
Номер можно скачать по ссылке: http://bizstol.com/docs/bs-pishhevoe-2017.pdf
Российская пищевая промышленность на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики страны. Являясь частью обрабатывающей промышленности, за последние 4 года она стала одним из ключевых ее драйверов. Если до кризиса 2013 года пищевая промышленность в денежном выражении роста темпами ниже, чем вся обрабатывающая промышленность в целом, то наступление кризиса во второй половине 2013 года и последующее введение санкций на экспорт продовольствия в Россию привели к тому, что пищевая промышленность начала расти опережающими темпами. И если после кризиса 2008 года структурная доля пищевой промышленности в добывающей промышленности падала, то по итогам 2016 года она составила 17,6% – за период с 2013 по конец 2016 года она выросла на 2,2 п.п. (рис. 1).
Рис. 1. Динамика отгрузок продукции, произведенных российской обрабатывающей и пищевой промышленностью (в денежном выражении)
Доля пищевой промышленности в обрабатывающей увеличивается во всех регионах. Можно выделить три региона, для которых пищевая промышленность является одной из ключевых – на ее долю приходится более 25 всей обрабатывающей промышленности в ЮФО, СКФО и ДФО (таблица 1). Эти регионы традиционно являются лидерами в связи с развитием в них сельского хозяйства и рыболовства. Более 1/5 обрабатывающей промышленности приходится на ЦФО, где сосредоточено большое количество производственных площадок российских и зарубежных компаний.
Таблица 1 – Доля отгрузок продукции пищевой промышленности в общих отгрузках добывающей промышленности (в денежном выражении)
Существенный прирост отгрузок своей продукции в 2015 году показала пищевая промышленность всех федеральных округов, однако, наиболее высокие темпы развития пищевой промышленности в трех регионах привели к тому, что за 2014-2016 годы произошли структурные изменения в общей структуре отгрузок пищевой промышленности России – СЗФО (+0,5 п.п.), ЮФО (+0,3 п.п.) и ДФО (+0,6 п.п.).
Несмотря на реализацию программы импортозамещения и рост российской пищевой промышленности в 2013-2016 годах, на долю импорта и запасов приходится существенный объем реализации продовольствия. Но при этом доля импорта в товарных запасах розничной торговли продуктами питания ежегодно сокращается – если в 2013 году она оставляла 36%, то в 2016 году и первом квартале 2017 года уже всего 23%. Начиная с 2013 года российское производство растет опережающими темами по сравнению с реализацией. По итогам 2016 года доля российского текущего производства в общем объеме реализации продовольствия составила почти половину и выросла на 8,2 п.п. за период 2013-2016 годов (рис. 2). Остальной объем приходится на импорт и запасы.
Рис. 2. Доля российского производства в реализации пищевой продукции и напитков (в денежном выражении)
Оборот розничной торговли продовольственными товарами превышает объем реализации продуктов питания, произведенных предприятиями пищевой промышленности, за счет продукции, реализуемой частными лицами и индивидуальными предпринимателями на рынках и ярмарках. Доля такой продукции в обороте розничной торговли ежегодно растет – с 10,7% в 2010 году до 14,1% по итогам 2016 года. Указанный тренд свидетельствует, прежде всего, о росте активности населения в сфере производства продуктов питания на приусадебных участках и их реализации для получения дополнительного дохода, что связано с влиянием кризисов 2008 и 2013 годов. В силу небольшой доли частных лиц и индивидуальных предпринимателей в обороте розничной торговли, темп роста розничной торговли практически повторяет темпы роста реализации продукции предприятиями.
Существенный рост оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2014-2015 годах был связан, прежде всего, с ростом цен производителей и временным дефицитом некоторых продуктов питания на рынке в связи с введением санкций и «перенастройкой» российской пищевой промышленности. С начала 2016 года ситуация начала стабилизироваться, что привело к замедлению темпов роста российской розничной торговли.
Рост цен одновременно с продолжающимся влиянием кризиса привел и к изменению структуры расходов потребителей – в 2015-2016 годах наблюдался рост доли затрат на питание дома, в то время как доля затрат на питание в кафе и ресторанах практически неизменна (рис. 3).
Рис. 3. Изменение доли расходов на домашнее питание и питание вне дома в структуре потребительских расходов населения
Доля затрат на питание у городского населения значительно ниже, чем у сельского, что связано, прежде всего, с более высокими доходами и лучшими возможностями трудоустройства в городах. Также за анализируемый период по всеми децильным группам населения выросли доли расходов на молоко и молочную продукцию, сахар и кондитерские изделия, а также хлеб и хлебобулочных изделий. Потребление именно этих категорий товаров увеличивает население в первую очередь при снижении уровня доходов, т.к. молоко и хлеб являются традиционными российскими относительно недорогими продуктами питания, имеющими высокую пищевую ценность, а сахар и кондитерские изделия, как показал кризис 2008 года и текущая тенденция, – для населения это «лекарство от стресса». Прежде всего, в такой ситуации растет потребление карамели и недорогих шоколадных конфет. По сравнению с 2013 годом в 2016 году на 18% выросло производство карамели с молочными и молочно-ореховыми начинками, глазированной шоколадной глазурью, на 55% карамели с фруктовыми, ягодными, фруктово-ягодными и желейными начинками и на 22% традиционных шоколадных конфет (без алкоголя). Одновременно с этим потребление мяса, рыбы и продуктов из них выросло только у децильных групп с шестой по десятую, что позволяет говорить о снижении уровня доступности этих продуктов питания у менее обеспеченных слоев населения, перераспределивших часть своих доходов на указанные ранее товарные категории.
Реализация программы импортозамещения привела к росту или сохранению объемов производства российскими сельскохозяйственными и рыболовецкими предприятиями. Следствием этого стало увеличение или сохранение объемов производства продуктов питания из сырья, производимого предприятиями пищевой промышленности в 2013-2016 годах.
В результате роста объемов производства среднегодовые мощности российских предприятий пищевой промышленности, занимающихся переработкой мяса и молока, выросли. Также отмечается рост загрузки мощностей предприятий, основным сырье для которых является мука, спрос на которую всегда растет в кризисное время за счет роста потребления населением хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий.
Всплеск деловой активности в 2015 году под влиянием программ импортозамещения и государственной поддержки не привел к долгосрочному изменению количества игроков отрасли (рис. 4). В 2016 году на 4437 вновь открывшихся предприятия пришлось 6461 закрывшееся. Для сравнения в 2015 году – 4760 и 3297 предприятий соответственно.
Рис. 4. Количество предприятий пищевой промышленности
Распределение предприятий пищевой промышленности по формам собственности представлено на рис. 7. К прочим формам относятся иностранная и совместная иностранная форма собственности. Как видно, основная доля предприятий приходится на частные, при этом за анализируемый период их структурная доля после роста в 2015 году вернулась к показателю 2014 года.
Инвестиции в основной капитал предприятий пищевой промышленности продолжались, несмотря на кризис, стимулируемые импортозамещением и открытием новых предприятий (рис. 5). Но в 2016 году тренд пошел вниз, что связано с замедлением темпов проста пищевой промышленности после ее активной перестройки в 2014-2015 годах. В целом же структурная доля инвестиций в пищевую промышленность в рамках добывающей промышленности стабильна и находится в пределах 11,8-12,1%.
Рис. 5. Инвестиции в основной капитал пищевой промышленности, млрд. руб.
Развитие пищевой промышленности приводит к изменению объемов производства в региональном разрезе. Информация по ключевым товарным группам приведена ниже на рисунках 9-13. Можно говорить о наличии привязки пищевой промышленности к сырьевой базе, т.е. к местам производства сельскохозяйственной и рыболовной продукции.
Традиционными лидерами по производству рыбы и продуктов ее переработки являются ДФО и СЗФО, при этом ДФО увеличивает свою структурную долю за счет увеличения объемов производства всех видов рыбы и рыбной продукции, кроме рыбы полугорячего копчения. ЦФО является практически монополистом в производстве рыбы полугорячего копчения, в 2016 году вытеснив из этого направления рыбопереработки СЗФО и ЮФО. Также позиции ЦФО сильны в производстве других видов переработанной рыбной продукции. На производсте рыбы прямого посола и маринованной (кроме сельди) также специализируется СФО, а на сушеной и вяленой рыбе – ЮФО.
Производство мяса и мясной продукции также имеет свою географическую специализацию. Лидером по всем направлениям является ЦФО, увеличивающий свою структурную долю, на втором месте – ПФО, на третьем – СЗФО. Доли ДФО и КФО (до входа в ЮФО) и минимальны. Практически по всем направлениям в 2016 году ЦФО укрепил свое лидерство.
Ситуация с производством молока и молочной продукции близка к структуре производства мяса и мясной продукции – лидерами являются ЦФО, ПФО и СЗФО, где расположены основные производственные мощности крупных молочных производителей.
Региональная структура производства кондитерских изделий (без мучных кондитерских изделий) показывает, что лидером также является ЦФО, увеличивший свою долю в 2016 году. Как говорилось ранее, в кризис всегда возрастает потребление, и, следовательно, производство карамели и конфет. Расположение производственных мощностей ключевых игроков кондитерского рынка (преимущественно холдинговых структур) в ЦФО позволяет обеспечивать им широкое покрытие рынка. В отличие от других сфер, в данном случае велика доля ДФО, а также существенны доли СФО и СЗФО, где также расположены производственные мощности ключевых игроков рынка.
Региональная структура производства мучных кондитерских изделий имеет сильную сырьевую привязку, по этой причине существенные объемы производства приходятся на СФО и ПФО, а также ЦФО, где сосредоточены крупные производственные площадки. Лидерство по производству ромовых баб традиционно сохраняет СЗФО, несмотря на падение структурной доли. Продукция ДФО представлена в минимальном объеме.
Как было сказано ранее, доля импорта на рынке сокращается, что связано с ростом внутреннего российского производства, существенно потеснившего импортную продукцию после введения санкций. Падение импорта выявлено практически по всем товарным категориям (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика импорта продуктов питания на российский рынок, тыс. тонн
Изменения в производстве приводят к структурным изменениям и в ассортименте розничной торговли.
Произошел существенный рост доли свинины, что связано со снижением средних цен на нее за счет существенного роста внутреннего производства при росте цен на говядину и практически неизменном объеме ее производства (рис. 6).
Рис. 6. Структура розничных продаж мяса (в % от оборота розничной торговли в денежном выражении)
Структура розничных мясной продукции меняется под влиянием изменений в поведении потребителей, которые переключаются с мясной продукции на мясо и все больше потребляют полуфабрикатов. В целом же структура достаточно стабильна, объемообразующими категориями являются колбасы вареные и полукопченые и сосиски и сардельки.
Как и в случае с мясной продукцией, структура розничных продаж рыбной продукции также достаточно стабильна. Основные товарные категории – это консервы и пресервы и рыба соленая, маринованная и копченая, являющиеся более доступными для потребителей, чем рыба живая, охлажденная и замороженная.
Розничные продажи молока и молочной продукции также имеют достаточно стабильную структуру, но с ростом собственного производства при одновременном росте цен увеличилась доля сыров. Еще двумя объемообразающими категориями являются кисломолочная продукция (доля в ней йогуртов достигла в 2016 году 40,34%) и питьевое молоко.
Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о том, что российская пищевая промышленность в 2015-2016 годах начала восстанавливается после кризиса. Введение санкций и запуск программ импортозамещения помогли сделать существенный прорыв во внутреннем производстве, в результате которого не только повысился уровень самообеспеченности страны продовольствием, но и произошли структурные изменения в географии производства за счет открытия новых предприятий и развития существующих. С потребительской точки зрения рынок «просел» по мясной и рыбной продукции в натуральном выражении, но растет в денежном за счет роста цен. Производство и реализация молока, мучных кондитерских изделий и кондитерских изделий в натуральном выражении сократились несущественно, но в денежном эквиваленте также за счет роста цен объемы не сократились.